4) Изменение потребительских вкусов под влиянием рекламы, моды.
5) Ожидания населения относительно изменения цен.
Эластичность спроса. Факторы эластичности.
Мера (степень) реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. То, в какой степени объём спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном увеличении, характеризует степень эластичности спроса.
Дело в том, что не всякое изменение цены на товар вызывает пропорциональное изменение проса. И не всякое изменение спроса немедленно отражается в цене. Если, например, производители решили избавиться от излишков какой- нибудь продукции и снизили цену, чтобы вызвать увеличение спроса. То это снижение должно быть достаточным, чтобы покупатели почувствовали разницу в ценах До и После и , конечно, чтобы продавцы не понесли убытков. Например, реализуются холодильники. Скажем, холодильник стоит условно 10 тысяч рублей. Накопилось их достаточно много на складах. Понижение цены до 9,8 тысяч рублей практически не вызовет увеличения проса или вызовет, но настолько незначительное, что выигрыш от увеличения спроса не перекроет проигрыша от снижения цен. В этом случае спрос неэластичен.
Теперь допустим, что цена на холодильники упала до 9 тысяч рублей. Спрос на них увеличится значительно больше. Если в первом случае, Чтобы производители не понесли убытков, нужно было реализовать 50 холодильников, что маловероятно, то во втором случае только 10. Если же будет продано 20 холодильников, очевидно, что продавцы будут иметь чистую прибыль от снижения цены и увеличения продаж. Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос называется, или считается, эластичным.
Если Td
>
1
, то, очевидно, спрос эластичен. Чем выше этот показатель, тем эластичнее спрос. Это означает, что общий доход производителей возрастает с уменьшением цены. Если Ed
= 1
, то эластичность спроса равна единице, как принято говорить. Это значит, что на рынке сложилась чёткая равновесная цена, царит спокойствие, и целесообразнее не подвергаться риску на рынке. Если же Ed
< 1
, то значит - общие доходы производителей снижаются со снижением цены. В этом случае снижение цен либо не увеличивает спроса на товар, либо убытки от снижения цен не перекрываются прибылью от роста спроса. Спрос неэластичен.
Необходимо обговорить одну тонкость: поскольку спрос и цена имеют обратную зависимость, то Ed
всегда является отрицательной величиной.
Но знак «минус» здесь не имеет математического значения, а только характеризует движение спроса в рамках « больше – меньше», и от него экономисты абстрагируются.
Мы рассмотрели эластичность спроса в зависимости от цены. Однако очевидно, что можно рассматривать эластичность спроса в зависимости от всех его факторов. В том и в другом случае степень эластичности спроса подчиняется в своём движении одним и тем же законам.
Проиллюстрируем сказанное графически.