Термин «Экономика» появился ещё в Древней Греции. Это сочетание двух греческих слов: «ойкос»- дом, хозяйство и «номос»- закон. Буквально этот термин можно перевести как «домоводство». Понятно, что такой перевод нам мало, что даёт для понимания сути понятия «Экономика». Экономика- это нечто, связанное с производством материальных и нематериальных благ. Есть понятие «рыночная экономика»- это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют друг с другом посредством рынка, отвечая на вопрос «что, как и для кого производить» с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. В результате развития рыночных отношений мы сталкиваемся с понятиями спрос, предложение, эластичность спроса и эластичность предложения.
Спрос- это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платёжными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса деньги. Закон спроса: чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть назначена на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара.
Геометрически закон спроса можно выразить при помощи кривой спроса.
|
Конфигурацию кривой спроса можно объяснить при помощи известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода показывает, что снижение цены увеличивает реальный доход потребителя.
Эффект замещения - покупатель начинает заменять более дорогие товары более дешёвыми.
Исключения из закона спроса:
1) Если приобретение какого- либо товара занимает большую долю в расходах индивида и цена на него увеличится, то увеличится и спрос.
2) При ажиотажном спросе , вызванном ожиданием изменения цен на товар или угрозой его (товара) исчезновения.
3) Для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности), являющихся средством сбережения.
4) При переключении спроса на более качественные товары (например, снижение цены на маргарин не ведёт к увеличению спроса на него).
5) При показательном потреблении (например, когда индивид приобретает дорогой товар с целью доказательства своей состоятельности перед определённой группой лиц).
Функция спроса - взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.
На изменение спроса влияет не только цена, но и некоторые неценовые факторы:
1) Доходы населения.
2) Структура населения.
3) Изменение цен на товары – заменители (субституты) и товары – дополнители (комплиментарные товары): рост цен на субституты ведёт к увеличению спроса на данный товар, а рост цен на комплиментарные товары – к уменьшению спроса.