правительство Московской области ( проект СЭЗ " Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (СЭЗ "Гавань"), администрация Ульяновска ( зона в районе городского аэропорта).
Напротив , другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию
эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание
прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций. Следует отметить , что правительство - вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ поддалось этому давлению : был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области а в июле 1994 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии - " своеобразная модель оффшорной зоны , весьма далекая от общепринятых стандартов" . Причем, когда в марте 1995 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены, борьба территорий за особые привилегии не опрекратилась . В частности , Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области " , возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности . 22 января 1996 г . этот Закон был подписан Президентом.
К началу 2000 года в РФ на федеральном уровне официально существовало 12 СЭЗ, большая часть из которых была создана ещё в начале 90-х гг. , и сегодня реально функционируют скорее на бумаге , чем на деле.