.
Такая неопределенность в законодательно - правовом положении СЭЗ вызвало
беспокойство иностранных инвесторов , расценивших сложившуюся ситуацию как
принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это , а также
просьба руководителей зональных администраций гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа президента , в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы , нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах .Принятие указа способствовало тому , что в отдельных, наиболее развитых зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.
Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию
"суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах"
предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей:
-свободных таможенных зон;
- зон экспортного производства.
В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.
На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот
(Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная о тмена налоговых преференций .
И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.
Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать
те или иные территории , претендующие н а статус свободной зоны, в пределах
национального экономического пространства.
В результате к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной
политики:
-урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание ;
- относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;
- формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;
-усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе
"снизу".
Ряд регионов , не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал
интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они сумели
мобилизовать необходимые стартовые средства ( кто - частные , а кто -государственные ) , и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому пути пошла СЭЗ " Находка " : опираясь на п равительственное постановление о
принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, а
также - специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина (март 1995 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении , но уже без федеральной государственной поддержки, действовали