Первые СЭЗ на территории Российской Федерации начали образовывться в конце 80-х годов , т.е. в эпоху СССР. Были выпущены официальные докементы , в которых формулировались концепции и цели создания СЭЗ , обосновывалась планируемая специализация зон. Основной целью создания СЭЗ в этот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путём создания совместных предприятий в СЭЗ.
СЭЗ рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики , способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. Предполагалось, что первые СЭЗ возникнут на Дальнем Востоке, т.е. в регионе с развитым научно-техническим потенциалом, и будет способствовать росту производства наукоёмкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах , определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.
Союзная программа не была реализованна по целому ряду причин. К главным из них следует отнести:
-несовместимость концепции СЭЗ с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования;
-отсутствие средств , предназначенных для создания инфраструктуры этих зон;
-неразрешённость огромного количества технологических проблем функционирования этих зон;
-пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.
Вторая волна в создании и развитии российских СЭЗ - это 1990 год, когда были изданы постановления парламента страны " О создании зон свободного предпринимательства", а также постановления правительства о СЭЗ "Сахалин". В результате , в стране появилось 19 экстерриториальных образований, в дальнейшем к ним прибавилосбь ещё несколько . Зоны учреждались в городах Ленинграде , Выборге , Находке , Зеленограде, Калининградской , Сахалинской и Читинской областях , Еврейской автономой области. В 1990-1991 гг. Совет Министров РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее.
Её хозяйственно-правовой статус. Набор предоставленных зонам льгот был одинаков, а сами зоны рассматривались уже не только как внешне- , но и как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования. Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала, они не были до конца продуманны ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям:
-предпологаемые масштабы зон были заведомо нереальными из-за требуемых капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур;
-массовая раздача зональных преференций отдельным териториальным образованиям без четких критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур;
В конце 1991- начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на
широкое открытие экономики в целях ее стабилизации , выборочная
либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных
территорий во многом лишалась своего смысла . Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно - правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изьятий применительно к зональным территориям .И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял , налоговые службы истолковали их как утратившие силу , что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.