В республике Беларусь до недавнишнего времени функционировала командная экономика. ” Сейчас можно говорить о том, что экономическая система Беларуси была подлинно социалистической. В стране работало плановое хозяйство, распределялись ресурсы, существовала социалистическая система производственных отношений, достаточно высокие эстетические нормы труда”. [7. c.27]
Советский Союз во второй половине 80-х гг. начала проводить политику реформирования народного хозяйства, получившую название “Перестройка”.[5. c.16]В результате прежние связи оказались нарушенными, а новые рыночные на данный момент ещё не созданы.
В настоящее время в официальных кругах Беларуси преобладает мнение о необходимости создания в республике “социально-ориентированной рыночной экономики”, причем переход предполагается осуществляться с “минимальными социальными издержками”. Предполагается также, что будущая экономическая система станет очень похожей на шведский или германский вариант, то есть государство, в котором не будет болезненно осуществляться неравенство в доходах.[5. c.5]
В переходной экономике противоречиво существуют элементы и экономические связи как старой, так и новой экономических систем. С одной, стороны в переходной экономике присутствуют оставшиеся в наследство от прежней экономической системы элементы, такие как государственные предприятия, колхоз и, конечно, такие субъекты, как домашнее хозяйство и государство.
С другой стороны, в переходной экономике появляются новые, не свойственные прошлой системе элементы, такие, как предпринимательские структуры на базе частной собственности (фермерские хозяйства, акционерные общества, различные негосударственные фонды и т. д.). С изменением состава элементом изменяется характер и содержание экономических связей. Произошел развал старых связей, и начался процесс формирования новых (рыночных).[36. c.204] Таким образом, формирование частной собственности – это процесс формирования институтов рыночной экономики и освоение населением новых норм и правил поведения.
Конец 1991 – начало 1992 г. в Беларуси ознаменовались практически полной либерализацией цен, что давало возможность пользоваться частной собственностью, а точнее получать выгоду от владения средствами производства. Как следствие, 1992-1994 гг. были периодом стремительного развертывания приватизации республиканской, коммунальной собственности и жилого фонда.[5. c.16]
На данном этапе Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершённости малой приватизации, приватизации крупных предприятий.[38. c.5]
За шесть лет разгосударствлено и приватизировано всего 751 предприятий республиканской собственности, из которых только 83 не имеют государственной доли или она меньше 25%.[6. c. 9]
К настоящему времени в экономике Беларуси сформировалась система господства экономической власти неэффективных собственников, использующих в основном административные методы управления и, как следствие этого господства – неэффективный и неконкурентный рынок. Это проявляется в том, что рынок в Беларуси монополизирован (так в стране имеется около 300 предприятий – монополистов. Наибольшее количество таких предприятии в машиностроении, а также в химической и нефтяной промышленности [18. c.41]), цены на все виды ресурсов заторможены действие административных механизмов, контролируемых государством. При этом прибыль, процент, оплата труда, рента, деньги, цены не выполняют функцию эффективных регуляторов. В следствии деформированности прав собственности существует большая сложность вхождения субъектов в бюрократический рынок и функционирования в рамках господствующих в экономической системе мелких бюджетных ограничений. Эти сферы отношений задаются из вне и контролируются правительством.[8. c.16]
По оценкам ЕБРР доля частного сектора в ВВП в Беларуси на данный момент составляет всего 20% (последнее место среди стран с переходной экономикой). [38.c.5]
Средняя оценка Беларуси по показателям развития частного сектора и создания рыночной инфраструктуры (оценки ЕБРР) равны «1.6» или «2-»; в Польше ,например, она составляет «3.5», то есть находится между «3+» и «4-». Разница в 2.2 раза ясно говорит об уровне развития рыночных институтов и инфраструктуры в Беларуси.[38. c.5]