Меню навигации

Российский опыт оценки эффективности инвестиционных проектов.

Поэтому большой теоретический и практический интерес представляет методика определения выгодности вложения инвестиций в развитых странах с рыночной экономикой, которая на протяжении десятилетий не претерпела существенных изменений, что свидетельствует, во-первых, о её глубокой научной обоснованности, во-вторых, о её подтверждении практикой.

Основные методические подходы достаточно подробно описаны в экономической литературе западных стран. Известны два метода решения данной проблемы, хотя они имеют и много общего.

Первый метод

связан со сравнением величины инвестиций с величиной получаемого дохода от их использования путем сопоставления цены спроса с ценой предложения. Предприниматель заинтересован во вложении инвестиций, т.е. в приобретении капитального товара, только в том случае, если ожидаемый доход от его использования за определенный период составит не менее величины вложения инвестиций. Но как сравнить эти величины?

Предприниматель за товар сразу платит определенную сумму, а доход будет получать частями в течение ряда лет. Следует определить, сколько стоит тот доход, который предприниматель может получить в будущем, в момент вложения инвестиций. В мировой практике подобные расчеты называют дисконтированными, а полученную в результате этих расчетов величину называют дисконтированной или текущей стоимостью

.

Дисконтированная стоимость(PV) любого дохода (П) через определенный период (Т) при процентной ставке (r) будет равна:

Р

V

=П1/(1+

r

)+П2/(1+

r

)2+П3/(1+

r

)3+…+П

n

/(1+

r

)

n

=

П

i

/(1+

r

)

n

,

где 1,2,3,…,

n

—годы, в течение которых ожидаются ежегодные доходы в размерах П1, П2, П3, …, П

n

.

Из этой формулы следует, что дисконтированная стоимость какой-то суммы будет тем ниже, чем больше срок, через который вкладчик намерен получить искомую сумму П

, и чем выше процентная ставка

r.

Выгодность вложения инвестиций, как было уже отмечено, определяется путем сопоставления цены спроса с ценой предложения.

Цена спроса (ДР)

на товар-это самая высокая цена, которую мог бы заплатить предприниматель. Она равна дисконтированной стоимости ожидаемого чистого дохода от вложения инвестиций:

ДР=

PV

ожидаемого чистого дохода.

Предприниматель не будет вкладывать инвестиции больше этой суммы

( цены спроса), ибо в противном случае ему выгоднее вложить деньги в банк под проценты.

Цена предложения товара (СР)определяется как сумма издержек производства этого товара и затрат на его реализацию. Как правило, это цена, указанная в прейскуранте, или продажная цена.

Итак, можно сделать следующий вывод:

o если цена спроса на капитальный товар превышает цену его предложения, то фирме имеет смысл приобретать дополнительные единицы товара;

o если цена спроса равна цене предложения, то для предпринимателя будет одинаково правильно любое из инвестиционных решений—приобретать или не приобретать дополнительные товары;

o для предпринимателя невыгодно вкладывать инвестиции, если цена спроса ниже цены предложения.

Значит, стратегия принятия фирмой инвестиционного решения зависит в конечном итоге от соотношения цены спроса и цены предложения.

Если все это перевести на более понятные нам термины, то это означает:

если Д > К

– выгодно вкладывать инвестиции;

если Д < К

– не выгодно;

если Д = К

– достигаются равновыгодные условия, где Д – доход (прибыль), который может быть получен за счет реализации какого-то проекта; он определяется на основе дисконтирования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6