Важной проблемой сбор информации для анализа являются неуместные данные. Неуместные данные только затрудняют диагностику проблемы, прогнозирование, приводят к повышенному и, в лучшем случае, бесполезному, а в худшем случае - вредному расходу времени и средств - как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от избытка неуместных данных. Вместе с тем, существует опасность;
1) пропустить необходимую информацию;
2) принять данные за информацию - то есть ту часть данных, которая снижает неопределенность в процессе разработки, принятия и реализации решения;
3) принять за информацию дезинформацию - то есть заведомо ложные сведения распространяемые стороной (чаше всего конкурентами), заинтересованной либо в принятии Ваши неэффективного и(или) рискованного решения, либо получении информации для принятия собственных решений и др.
Кроме того, мастерство и уровень менеджера определяются его способностью правильно выбрать типовое представление информации и наполнить его соответствующими конкретными данными, отвергнув неуместные данные и не пропустив существенной информации.
В качестве источников информации при анализе могут выступать:
- данные отчетности и учета;
,.- плановые данные;
- нормативы;
- вторичные источники информации (аналитические отчеты, обзоры , статьи и т.п.);
- анкетирование.
Данные отчетности включают годовую отчетность, периодическую отчетность, содержащие сведения о количестве выпускаемой продукции, ее себестоимости и т.д. Учетные документы включают рекламации, технические отчеты по эксплуатации. Естественно, что состав анализируемых факторов меняется с учетом задач прогнозирования, доступности и характера информации.