В то же время, несмотря на то что долговое финансирование дефицита является антиинфляционной альтернативой монетизации дефицита (за исключением случаев покупки ценных бумаг непосредственно Национальным банком), оно приводит к росту государственного внутреннего долга. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефицитом, а его наличие является фактором увеличения и основной суммы долга, и расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию государственной задолженности.
В Беларуси первичный дефицит (табл. 2) за все годы, кроме 2000-го, составлял положительную величину, что приводило к увеличению государственного долга.
С 1995 года спред между удельным весом общего дефицита в ВВП и первичного дефицита в ВВП (рис. 1) стал возрастать из-за увеличения доли стоимости обслуживания государственного долга в расходах бюджета. Однако по итогам 2000 года бюджет за исключением процентных выплат имел положительное сальдо в размере 0,3% ВВП. Если такая тенденция не изменится и в последующие годы, то, возможно, ситуация с государственным внутренним долгом в нашей стране стабилизируется.
Рис. 1 Динамика общего и первичного дефицита республиканского бюджета, % к ВВП
годы |
Расходы по обслуживанию гос. долга, % к ВВП |
Общий дефицит, % к ВВП |
Первичный дефицит, % к ВВП |
1992 |
0,6 |
1,9 |
1,3 |
1993 |
0,6 |
5,5 |
5,0 |
1994 |
0,2 |
3,5 |
3,2 |
1995 |
0,2 |
2,8 |
2,6 |
1996 |
0,5 |
2,0 |
1,5 |
1997 |
0,3 |
1,9 |
1,6 |
1998 |
0,7 |
1,4 |
0,7 |
1999 |
0,8 |
2,9 |
2,1 |
2000 |
0,9 |
0,6 |
- 0,3 |
Прочие источники финансирования дефицита бюджета лишь в 1995, 1997, 1998 и 2000 годах составляли положительную величину. Их доля соответственно была равна 9,8%, 6,8%, 17,3% и 10,2%. Такое неравномерное финансирование дефицита за счет прочих источников стало следствием проводимой государством политики по компенсации населению ущерба от обесценения денежных сбережений, помещенных во вклады в Сберегательный банк, и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 года на приобретение товаров длительного пользования, а также по погашению задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 года. Средств, направляемых изданные цели, зачастую оказывалось больше, чем поступало для финансирования дефицита бюджета за счет прочих источников.