Так как дефицит бюджета предусматривает его финансирование, то непосредственное влияние на уровень инфляции оказывает не величина бюджетного дефицита, а источники, используемые для его покрытия.
Согласно бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 27 декабря 1999 года № 378 с изменениями и дополнениями, выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.
Внутреннее финансирование дефицита включает
:
1. Источники, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования, в основном представленные кредитами Национального банка и ценными бумагами, приобретенными имнепосредственно у правительства.
2. Источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц (ГКО, ГДО, векселя Правительства Республики Беларусь и др.)
3. Источники, получаемые из других секторов государственного управления: заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, операции по средствам в иностранной валюте и др.
Внешнее финансирование дефицита включает:
1. Чистые кредиты международных финансовых организаций.
2. Кредиты правительств иностранных государств.
3. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, и др.
С момента образования бюджетного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.
В 1993-1994 годах преобладающим источником финансирования дефицита бюджета были внешние займы. Кредиты предоставлялись Российской Федерацией и Международным валютным фондом. В 1993 году они покрыли 97,1% дефицита бюджета, в 1994 — 63,7%. Затем наблюдалось снижение доли внешнего финансирования, ас 1998 года погашение средств по ранее привлеченным внешним кредитам начало превышать поступление средств, поэтому в бюджете внешнее финансирование стало отражаться со знаком минус.
Со снижением поступлений внешних источников финансирования и в связи с отсутствием развитого рынка ценных бумаг правительство нашей страны для покрытия дефицита республиканского бюджета увеличивало использование источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования. В 1993 году их удельный вес в источниках финансирования дефицита составил 40%, в 1994—63%, в 1995—62%. Медленное и непоследовательное реформирование отраслей экономики на фоне падающих объемов производства и продаж не позволяло правительству и Национальному банку прекратить эмиссионное кредитование. Хотя случаи возврата полученных ссуд носили единичный характер, а сроки их возврата по решениям правительства неоднократно приходилось переносить. Фактически бюджетные средства использовались как дотации убыточным производствам. Закономерным результатом являлся рост цен (индекс потребительских цен в 1992 году составил 1070,8%, в 1993— 1290,2%, в 1994 — 2321,0%, в 1995 — 809,3%).
Взаимосвязь уровня инфляции и эмиссионных кредитов Национального банка подтверждается корреляционно-регрессионным анализом, проведенным на основании данных таблицы 1., в результате которого получено следующее уравнение регрессии: