Меню навигации

Источники финансирования государственного бюджета

Так как дефицит бюджета предус­матривает его финансирование, то непосредственное влияние на уро­вень инфляции оказывает не величи­на бюджетного дефицита, а источники, используемые для его покрытия.

Согласно бюджетной классифи­кации Республики Беларусь, утверж­денной Законом «О бюджетной клас­сификации Республики Беларусь» от 27 декабря 1999 года № 378 с изме­нениями и дополнениями, выделяют внутренние и внешние источники фи­нансирования дефицита бюджета.

Внутреннее финансирование дефицита включает

:

1. Источники, получаемые от орга­нов денежно-кредитного регулирова­ния, в основном представленные кре­дитами Национального банка и цен­ными бумагами, приобретенными имнепосредственно у правительства.

2. Источники, получаемые от коммерческих банков и иных юриди­ческих и физических лиц (ГКО, ГДО, векселя Правительства Республики Беларусь и др.)

3. Источники, получаемые из дру­гих секторов государственного уп­равления: заемные средства, полу­ченные из государственных внебюджетных фондов, операции по средст­вам в иностранной валюте и др.

Внешнее финансирование де­фицита включает:

1. Чистые кредиты международ­ных финансовых организаций.

2. Кредиты правительств иностранных государств.

3. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, и др.

С момента образования бюджет­ного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.

В 1993-1994 годах преобладаю­щим источником финансирования дефицита бюджета были внешние займы. Кредиты предоставлялись Российской Федерацией и Междуна­родным валютным фондом. В 1993 году они покрыли 97,1% дефи­цита бюджета, в 1994 — 63,7%. За­тем наблюдалось снижение доли внешнего финансирования, ас 1998 года погашение средств по ранее привлеченным внешним кредитам начало превышать поступление средств, поэтому в бюджете внеш­нее финансирование стало отра­жаться со знаком минус.

Со снижением поступлений внеш­них источников финансирования и в связи с отсутствием развитого рынка ценных бумаг правительство нашей страны для покрытия дефицита рес­публиканского бюджета увеличивало использование источников, получен­ных от органов денежно-кредитного регулирования. В 1993 году их удель­ный вес в источниках финансирова­ния дефицита составил 40%, в 1994—63%, в 1995—62%. Медлен­ное и непоследовательное реформи­рование отраслей экономики на фоне падающих объемов производства и продаж не позволяло правительству и Национальному банку прекратить эмиссионное кредитование. Хотя слу­чаи возврата полученных ссуд носили единичный характер, а сроки их воз­врата по решениям правительства не­однократно приходилось переносить. Фактически бюджетные средства ис­пользовались как дотации убыточным производствам. Закономерным ре­зультатом являлся рост цен (индекс потребительских цен в 1992 году со­ставил 1070,8%, в 1993— 1290,2%, в 1994 — 2321,0%, в 1995 — 809,3%).

Взаимосвязь уровня инфляции и эмиссионных кредитов Национального банка подтверждается корреляционно-регрессионным анализом, проведен­ным на основании данных таблицы 1., в результате которого получено следу­ющее уравнение регрессии:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5