2. Равенство перед законом вех граждан независимо от занимаемых ими постов. Сужение возможностей безнаказанно совершать противозаконные действия – первая стратегическая цель любой программы социальных преобразований;
3. Открытость для общественности социально-экономической политики государства и мер по её реализации, контроль за действиями властей. Общество должно знать, что делают руководители для выполнения своитх обещаний, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
4. Полная и открытая информация о размерах и источникмах доходов в первую очередь высши чиновников и крупнейших предпринимателей. Понятно, что функции контроля монгут выполнять в полной мере лишь неправительственные организации (создаваемые общественностью, оппозиционными партиями с участием средств массовой информации);
5. Восстановление утраченных функций долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития. Это позволит сформулировать долгосрочную социально-экономическую политику, чётко представить, каковы будут последствия для России тех или иных размеров ассигнований на воспитание, обрзование, науку и культуру, к чему приведёт изменение заработной платы отдельных категорий работников;
6. Социальные гарантии для всех граждан, если они либо не могут заниматься трудовой деятельностью, либо способны к таким её видам, эффективность которых недостаточна даже для жизнеобеспечения.
7. Формирование единой системы правил экономического поведения. Суть их заключается в том, чтобы основным источником дохода любого эффективного хозяйственного субъекта стала его общественно полезная деятельность. И чем более она полезна обществу, тем больший доход этот субъект должен получать.
8. Создание адаптированных к условиям рынка экономических механизмов, связанных с охраной окружающей среды и рентными платежами. Очевидно, что сами хозяйственные субъекты никогда не согласятся выплачивать средства, соответствующие этим оценкам. Ибо это прямо снижает их текущие доходы. Поэтому введение в хозяйственный механизм соответствующих платежей – дело государственных органов управления.
9. Особые правила хозяйствования для монополий. Необходимо использовать либо прямое централизованное планирование и ценообразование, либо жёсткий государственный контроль над ценами и объёмами выпуска продуктов и услуг, над уровнем заработной платы работников. Большой опыт нашей страны по централизованному планированию и управлению позволяет сравнительно легко решить эту задачу. Следует наказывать монополистов, не допускающих конкуренции и перелива капиталов в свою отрасль, причём штрафные санкции должны превышать размер монопольного дохода.
Но, прежде всего, необходимо добиться немедленной и полной ликвидации задолженностей по всем видам выплат населению – заработной плате, пенсиям и пособиям. При этом предприятия и организации в обязательном порядке должны регулярно выплачивать полную заработную плату вместе со всеми социальными отчислениями.
Далее нужно установить прямую жёсткую взаимосвязь доходов государственных руководителей всех уровней с доходами всех остальных лиц состоящих на государственной службе, единую «Табель о рангах». Единственным способом быстрого повышения дохода конкретного чиновника может быть лишь продвижение по служебной лестнице и соответственно по разрядам «Табели о рангах». Повышение же дохода в рамках одного разряда должно происходить у всех государственных служащих по мере экономического роста. Это позволит напрямую связать экономические мотивации руководителей с интересами населения и результатами развития экономики станы в целом, а также даст ход мерам по ликвидации нетрудовых доходов и другим назревшим преобразованиям.
Следует восстановить социальные гарантии. Это – фонд национального имущества и его арендная эксплуатация; национальный дивиденд как обеспеченный самым надёжным инвестированием, практически неотчуждаемый (защищённый законом от покушений с любой стороны – правительства и других властных структур, хозяйствующих субъектов, любых юридических и физических лиц, включая самого пользователя) источник дохода каждого гражданина; внебюджетный Пенсионный фонд как генеральный контролёр и институциональный инвестор, отвечающий за сохранность и приумножение этих базовых источников личного благосостояния. Эти гарантии надёжно защищают достойный образ жизни ослабленных категорий населения, ибо состояние нетрудоспособности, экономической неактивности – неизбежная фаза жизненного цикла каждого человека.