Резкое падение эффективности советской экономики, а затем её развал в очередной раз выдвинули вопрос о реформах. В нашей стране уже не раз предпринимались попытки рыночных реформ, и ни одна из них не была доведена до конца. Однако в очередной раз правительство прибегает к попытке рыночного реформирования экономики.
Ещё при Горбачёве, в декабре 1990 года в России был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, который разрешал учреждать различные формы частных, корпоративных и паевых предприятий.
Реформы, начавшиеся в 1992 году не опирались на какую-либо продуманную теоретическую базу. В январе были либерализированы цены. Результат не замедлил ска-заться. Цены подскочили в 2000* раз, а зарплата выросла не больше, чем в 20 раз. В России появился новый враг №1 – инфляция. Начался длительный и непреодолённый до 1998 года процесс неплатежей. Егор Гайдар конфисковал «лиш-ние деньги» у населения с помощью инфляции. Вклады граждан в Сберегательном банке не были индексированы и пропали, деньги, находящиеся «на руках» мгновенно обес-ценились.
С началом реформ в 1992 г. произошел резкий переход от постоянного и гарантированного дохода для большин-ства работников к уровню дохода, постоянно меняющемуся и трудно предсказуемому.
Что до российской экономики, инфляцию удалось в 4-5* раз снизить по сравнению с пороговым значением 20-30% в год, а спад производства продолжается (считается, что в нормальной рыночной экономике снижение инфляции обычно сопровождается оживлением производства, ростом
_*См.:Рифат Гусейнов “История экономики России”1999г. инвистиционной активности). Промышленное производство составляет в настоящее время примерно 40% от уровня 1991 г., средняя заработная плата – примерно 30%*.
Норма сбережений в условиях спада не сократилась, а резко выросла (что связано с углублением дифференциации доходов, ростом неуверенности в завтрашнем дне).
В июле 1992 года ЦБ РФ распорядился предоставить госпредприятиям льготные кредиты на погашение задолженности. Но через несколько месяцев неплатежи возникли вновь. И одновременно, происходили резкие, постоянные скачки нормы процента. В считанные недели норма процента могла вырасти или снизиться в 1,5-2 раза*. Между уровнем процента и рентабельностью гипотетических массированных инвестиций образовался трудно преодолимый разрыв. В этих условиях спад инвестиций оказался не умеренным, ограниченным, обратимым, а резким, нарастающим, практически перманентным.
Борьба с инфляцией велась и ведётся сейчас самым простым способом – ограничением денежной массы в обращении. Это привело к падению темпов инфляции, но с другой стороны к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор.
В российской экономике мы имеем процесс длительного, однонаправленного снижения рентабельности реального сектора, который вызван рядом факторов, в частности динамикой цен на первичные ресурсы.
Я считаю, что в Российской экономике не сформировался механизм выхода из кризиса и нет предпосылок – экономических и психологических - для быстрого формирования этого механизма.
Очевидно, что практически все факторы, парализующие действие мультипликатора инвестиций, присутствуют в Российской экономике. Хотя в отдельные отрасли
*См.:Рифат Гусейнов “История экономики россии”, 1999г.
экономики делались крупные инвестиции (энергетика, нефтедобыча, металлургия ), в связи с общим снижением потребления и мультипликативного воздействия на рост доходов и инвестиций в экономике в целом. Вторичным инвестициям препятствует также высокая норма процента. Импорт покрывает не менее 50 % потребительского спроса. Такая доля импорта потребительских товаров способна полностью парализовать действие мультипликатора инвестиций. Поэтому наблюдавшиеся в 1993 и 1995 гг. подъёмы в отдельных отраслях промышленности не могли перерасти в общеэкономический подъём и неизбежно затухали.
В 1992 году была проведена массовая приватизация государственной собственности, способом бесплатной ваучерной приватизации, её идеолог и реализатор А.Б.Чубайс. В результате этого государственная