Кризис привел к возникновению новых серьезных проблем для экономики страны, включая возрастание бремени выполнения обязательств по внешним дол гам, замедление перехода к экономическому росту».
(«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год», утверждены 17 ноября Центробанком и 21 ноября Президиумом Правительства, 1998 г.).
Таким образом, можно заключить, что в отсутствие законов об исполнении бюджетов, реальное представление об экономическом состоянии страны и ее населения просто невозможно.
Возвращаясь к содержанию Табл. 1, необходимо отметить, что пустые клетки говорят об отсутствии данных в вышеупомянутых документах, т.к автор преднамеренно сузил крут документов, которые, по его мнению, должны содержать исчерпывающие данные. Иначе понимание бюджета не только для рядового налогоплательщика, но даже для депутатов должно сводиться к самостоятельной научной работе, которая, в худшем случае, «потянет» на кандидатскую. Говорить о «прозрачности» бюджета и осмысленном его принятии можно только с большой натяжкой. Но, кто здесь больше повинен, читателю судить самому. И все-таки маленькая подсказка: проекты законов о бюджетах и проекты законов об исполнении бюджетов разрабатываются и вносятся Правительством. Поэтому вполне объяснимо стремление исполнительной власти, для отвода критики в свой адрес, сделать главным объектом нарастающей с каждым годом критики Государственную Думу, депутаты которой преднамеренно лишаются возможности досконально разобраться в хитросплетениях бюджетной политики.
В Табл. 2, на основании материалов Госкомстата, приведены весьма любопытные данные о внешнеторговом обороте. Заметим, что один миллиард долларов для одного человека или даже для десятка или сотни - много, но в расчете на душу населения страны - это немногим более семи долларов. Об эффективности внешнеторговых операций читателю предлагается делать вывод самому.
В Табл. 3 и 4 приводятся сопоставительные данные расходов бюджетов 1999-2002 годов. Приводить более ранние данные сложно, т.к. бюджетная классификация в устоявшемся (и то не до конца) виде образовалась только в последнее время.
В Табл. 5 для справки приводятся цифры, которые свидетельствуют, с одной стороны, о росте задолженности за счет капитализации процентом в зависимости от УСЛОВИЙ получения кредитом, с другой - о дезинформации населения о возможности создания накопительной системы пенсионного обеспечения при наличии высокой инфляции и низком росте ВВП, сомнительности ипотечного кредитования жилищного строительства (стоимость квартиры за время выплаты даже «льготного» 10% кредита за 10 лет увеличится более чем в 2,5 раза), а также о доверии вкладчиков, применительно к сохранности своих сбережений.
Вернемся рассмотрению данных Табл. 1.
Первое, что бросается в глаза, это отсутствие в законах о бюджетах 1992-1996 и 2000 гг. данных о валовом внутреннем продукте (ВВП), принимая во внимание спад производства вплоть до 2000 года. Отсутствие этих сведений можно трактовать как нежелание исполнительной власти демонстрировать свои просчеты в экономической политике. Об этом же свидетельствуют цифры дефицитности бюджетов вплоть до 2000 года. В отсутствие официальных данных об инфляции невозможно проводить корректное сопоставление бюджетов. Пересчет через курс рубля по отношению к доллару США дает только вероятную оценку. Но и она весьма показательна. За восемь лет дефицит бюджетов составил в пересчете - более 100 млрд. долл. Естественно, этот дефицит покрывался за счет внутренних и внешних заимствований. Но и здесь неполнота и противоречивость сведений также бросается в глаза. В одних случаях какие-либо цифры вообще отсутствуют, в других приводятся сведения в рублях и долларах, в третьих либо только в рублях, либо только в долларах. Оценить условия предоставления кредитов, а значит, расходы бюджетов по обслуживанию долга в таких случаях просто невозможно.
Несколько слов о профиците бюджета, о котором так много говорят. Возможен ли профицит, если положения федеральных законов об образовании (общем и высшем), о науке, о культуре не выполняются, тем более что большую часть профицита направляли и собираются направлять на обслуживание государственного долга.
Чтобы не перегружать Табл. 1, отдельно помещена Табл. 1а, содержащая процентное соотношение к предыдущему году ВВП, расходов и доходов бюджета.