Ежегодно принимаются Федеральные законы о федеральном бюджете на предстоящий год. Ежегодно при обсуждении проектов бюджетов происходят жаркие баталии между исполнительной властью и палатами Федерального собрания. Однако ежегодно у рядовых налогоплательщиков возникают одни и те же вопросы по формированию и использованию бюджета. И это понятно, т.к. эти законы имеют прямое отношение к экономической ситуации в стране и затрагивают большинство населения.
Анализ бюджетов с 1992 по 2002 гг. на основании официальных документов: федеральных законов о бюджете на предстоящий год, нормативных документов Правительства РФ, Минфина, Центробанка - для понимания таких базовых показателей бюджета, как ВВП (валовой внутренний продукт), доходы и расходы, первичный дефицит или профицит, инфляция и курс доллара, объем внутренних и внешних заимствований, расходы по обслуживанию государственного долга.
При этом обнаружилось довольно много интересного для понимания экономической ситуации в стране (хорошо, что журналы по прочтении не сразу выкидываешь).
Итак, завершилось рассмотрение проекта бюджета на 2002 год, который н конце августа, перед внесением его в Государственную Думу, Правительство оценило как самый реальный
бюджет за все десятилетие. В интервью журналу «Экономика» (октябрь 2001 г.), озаглавленном «Бюджет 2002 больше, чем бюджет», заместителя Председателя Правительства, министра финансов Российской Федерации АЛ. Кудрина в предисловии говорится: «21 августа на специальном заседании Правительства Российской Федерации был одобрен проект бюджета на 2002 год, который практически сразу после обнародования в высших эшелонах исполнительной власти стало, принято называть «ключом экономического развития страны на ближайшие три года, главным инструментом, позволяющим обеспечить экономический рост, повысить доходы населения в реальном выражении, продолжить снижение инфляции до 10-13% .» .
«Главная задача - расплатиться по внешнему долгу. В 2002 году на эти цели выделяется почти 290 млрд. руб., которые в соотношении примерно пополам пойдут на погашение основного долга и на выплаты по процентам .»
Из процитированного видно, что задачей исполнительной власти является не подъем производства и жизненного уровня граждан страны, а расплата по долгам, особенно по внешним. Наша страна в 1993-1994 гг. продавала алмазы из запасов Гохрана в таких масштабах, что закачался мировой рынок алмазов и возникли трения с «Де Бирс». История с «Голден Ада» просто пустячок на фоне этого. Мы продаем и оружейный уран, на который в советские годы были затрачены громадные средства. Кроме того, вместе с оружейным ураном продается природная компонента урана, которой разбавляется оружейный уран. Но ведь своих запасов уранового сырья в России очень мало. Продается сырье со складов, из запасов опять-таки еще советского периода, лишая перспектив развития собственный энергетический комплекс атомных электростанций. Как компенсацию такого решения властей можно рассматривать обозначенную Минатомом возможность компенсировать потери от этой лихой распродажи путем переработки «облученного ядерного топлива».
Только перечисление масштабов распродажи национальных запасов заняло бы не одну страницу. Конечно, стратегические запасы, т.е. накопления, можно для поддержания развития страны в критический момент продать. В конце концов, и алмазы, и уран, и другие минеральные запасы несъедобны. Но на что же пошли средства от их распродажи? Значительная часть вырученных средств пошла на потребительские товары, включая продовольствие. То есть мы их проели, т.к. сами себя, благодаря замечательным реформам, прокормить не можем.
Необходимо отметить и следующее. Еще в советское время из-за выработки запасов произошло сокращение добычи нефти с более 600 млн. тонн до 350 млн. тонн. А страна как поставляла на экспорт более 100 млн. тонн, так и продолжала поставлять. В настоящее время наша страна экспортирует, включая нефтепродукты, почти половину добываемой нефти (объем добычи составляет немногим более 300 млн. тонн). Может быть, из-за этого и возникают проблемы с энергообеспечением территорий. Мы продаем также более 90% производимого алюминия. В сущности, с переходом к «новым» экономическим условиям страна превратилась в сырьевой придаток развитых стран. Мы вывозим не возобновляемые ресурсы, а ввозим продукцию возобновляемую (продовольствие, одежду), а также товары и услуги - продукты использования высоких технологий.