В конце 19 в. – в начале 20 в. монополии стали играть решающую роль в экономике, так как выпускают большую часть продукции.
ТНК – международные монополии , т. образом монополия уничтожает конкуренцию. Монополия – результат конкурентной борьбы. На опр. этапе останавливается технический прогресс, монополия идёт по пути повышения цены. М – паразит, опасный элемент производства. Общество принимает антимонополистические законы, которые не уничтожают монополию, а ограничивают аппетиты монополий. М присутствует, и будет присутствовать всегда пока существует рыночное хозяйство. Ограничение М позволяет существовать мелкому и среднему бизнесу. Мелкий и средний бизнес – элементы эк-ки, т.к. наш работает большая часть занятых в производстве людей (менее автоматиз.). М и малый бизнес сосуществуют, так как М не может выпускать все виды продукции (автомобиль). Малый бизнес более гибок, учитывает раньше изменения потребностей покупателей.
Олигополия
Олигополия – в отрасле остаётся несколько крупных производителей. Они, как правило, делят рынок, согласуясь. Используется метод неценовой конкуренции: сговор, блат, связь с властью. Ол. пред-ия часто составляют соглашение по объёму производства, по секторам рынка, по уровню цен. Олигополия – мощно использует рекламу.
В России модное слово «олигарх» (тот, кто делает экономику)
Признаки |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | ||
Монополия |
Олигополия |
Мон. Конкурен. | ||
Число потребит. |
Много |
1 |
Несколько |
Много |
Тип продукции |
Массовая |
Массовая |
Дифференциал. |
Дифференциал |
Контроль гос-ва |
Отсутствует |
Полный |
Ограниченный |
Некоторый |
Условия вступл. |
Свободный |
Блокированный |
Ограниченный |
Легкое |
Неценовая конк. |
Отсутствует |
Нет |
Типично |
Широкая |