- понятие рынка
- функции рынка
- структура или инфраструктура рынка
- типы рынков
- конкуренция как главный элемент рынка
- монополия и конкуренция
- рынок и государство
- В 17 в. в мире начинают складываться рыночные отношения (хоз-во)
Рынок – 1) система эк. Отношений между продавцами и покупателями, когда происходит передача прав собственности
2) совокупность эк. отношений производства и обмена при помощи денег
3) совокупность сделок (трансакций)
4) одна из основных эк. категорий, которая выражает сущность отношений по поводу движения товаров и денег
Рынок не создаёт богатства. Он создаёт условия для производства богатств. Рынок работает на основе частной собственности.
Чтобы появился рынок и функционировал, нужны определённые условия:
. Ничем не ограниченное число участников конкуренции
. Мобильность факторов производства (свободное перемещение капитала и рабочей силы)
. Доступность любой инфо для участников рынка
. Полная однородность произведенных товаров
. Ни один участник рынка не должен влиять на других
- функции рынка
Сущность рынка всегда видна через функции рынка.
. Коммуникативные – торговля. Обеспечивает связь между производителем и потребителем; между работниками и работодателями
. Оценочная – рынок позволяет соизмерить индивидуальные издержки с общественно-необходимыми
Общественно-необходимые затраты – это некие затраты при среднем уровне умелости, интенсивности (средний уровень затрат)
. Солирующая – на рынке побеждает сильнейший. В России – система банкротства. Предприятие – банкрот продаётся на аукционе
. Стимулирующая – рынок влияет на соотношение спроса и предложения, стимулирует производство; это заставляет производителей совершенствовать качество товара, увелич. производительность, умен. затраты на производство продукции
Рынок – стихийный регулятор производства
. Информационная – рынок это гигантский компьютер.
В последнее время эта ф-ия играет всё большую роль. Прежде чем принять решение – любой пр-ть за деньги может получить любую инфо.
3. структура рынка
Рынок формировался в течение столетий. Он состоит из множества элементов, сложившихся в систему. Из мн-ва рыночных отношений выделяется три крупных сектора:
. Рынок товаров
. Рынок услуг
. Рынок денежный
. Рынок раб. Силы
В настоящее время – перестройка системы обращения и российский диплом будет признаваться на рынках Европы, Америки, Азии, но для этого нужно произвести бакалавризацию.
Инфраструктура:
1) Это совокупность организаций (правовых, административных и т.д.), обеспечивающих движение товаров и услуг
2) Это совокупность организаций, обслуживающих рыночную систему
К инфрас-ре отн-ся: фондовая, сырьевая, продовольственная биржи, банки (коммерческие, сберегательные, эмиссионные), сбытовые организации, биржа труда, страховые компании (в России они только на начальном этапе), налоговая система, рекламные агентства, ярмарки и т.д
4. типы рынков
ü Местные
ü Региональные
ü Национальные
ü Межнациональные
ü Международные
По степени насыщенности товаров:
ü Дефицитный
ü Равновесный
ü Избыточный
По степени развития:
ü Развитый
ü Формирующийся
ü Рынок потребительских товаров (краткосрочный, длинноср.)
ü Рынок ср-в производства
ü Рынок услуг
ü Рынок духовных благ
- Для функционирования рынка нужен механизм рынка. Конкуренция
– главный элемент рыночного механизма. Она объединяет участников рынка чрез цены, спрос, предложение и т.д К. пронизывает все рыночные отношения. К – способ организации рынка. Это отношения между хоз. субъектами по поводу сравнения результатов их деят-ти. К – объективная среда, обеспечивает функц. рынка.
Основные формы конкуренции:
ü Совершенная – это конкуренция в эпоху развития рынка
ü Несовершенная – разновидность несовершенной конкуренции (монополия)
- Монополия
На определённом этапе развития конкуренции идёт на вытеснение проигравших с рынка. Идёт процесс концентрации и централизации капитала. Победившие крупные пред-ия расширяют свои границы (2 способа расширения: 1) предприятие за счёт прибыли увеличивает свои масштабы; 2)центр. капитала; небольшие капиталообъединения искусств).
Монополия создана за счёт эффекта масштаба. Эм заключается в том. Что на предприятиях создаётся крупное поточное производство, внедряются новые машины и механизмы, растёт производительность труда, умен. издержки производства. На крупном предприятии легче внедрить новые механизмы, пригласить новых специалистов.