Меню навигации

Рынок. Конкуренция. Монополия.

  1. понятие рынка

  2. функции рынка

  3. структура или инфраструктура рынка

  4. типы рынков

  5. конкуренция как главный элемент рынка

  6. монополия и конкуренция

  7. рынок и государство

  1. В 17 в. в мире начинают складываться рыночные отношения (хоз-во)

Рынок – 1) система эк. Отношений между продавцами и покупателями, когда происходит передача прав собственности

2) совокупность эк. отношений производства и обмена при помощи денег

3) совокупность сделок (трансакций)

4) одна из основных эк. категорий, которая выражает сущность отношений по поводу движения товаров и денег

Рынок не создаёт богатства. Он создаёт условия для производства богатств. Рынок работает на основе частной собственности.

Чтобы появился рынок и функционировал, нужны определённые условия:

. Ничем не ограниченное число участников конкуренции

. Мобильность факторов производства (свободное перемещение капитала и рабочей силы)

. Доступность любой инфо для участников рынка

. Полная однородность произведенных товаров

. Ни один участник рынка не должен влиять на других

  1. функции рынка

Сущность рынка всегда видна через функции рынка.

. Коммуникативные – торговля. Обеспечивает связь между производителем и потребителем; между работниками и работодателями

. Оценочная – рынок позволяет соизмерить индивидуальные издержки с общественно-необходимыми

Общественно-необходимые затраты – это некие затраты при среднем уровне умелости, интенсивности (средний уровень затрат)

. Солирующая – на рынке побеждает сильнейший. В России – система банкротства. Предприятие – банкрот продаётся на аукционе

. Стимулирующая – рынок влияет на соотношение спроса и предложения, стимулирует производство; это заставляет производителей совершенствовать качество товара, увелич. производительность, умен. затраты на производство продукции

Рынок – стихийный регулятор производства

. Информационная – рынок это гигантский компьютер.

В последнее время эта ф-ия играет всё большую роль. Прежде чем принять решение – любой пр-ть за деньги может получить любую инфо.

3. структура рынка

Рынок формировался в течение столетий. Он состоит из множества элементов, сложившихся в систему. Из мн-ва рыночных отношений выделяется три крупных сектора:

. Рынок товаров

. Рынок услуг

. Рынок денежный

. Рынок раб. Силы

В настоящее время – перестройка системы обращения и российский диплом будет признаваться на рынках Европы, Америки, Азии, но для этого нужно произвести бакалавризацию.

Инфраструктура:

1) Это совокупность организаций (правовых, административных и т.д.), обеспечивающих движение товаров и услуг

2) Это совокупность организаций, обслуживающих рыночную систему

К инфрас-ре отн-ся: фондовая, сырьевая, продовольственная биржи, банки (коммерческие, сберегательные, эмиссионные), сбытовые организации, биржа труда, страховые компании (в России они только на начальном этапе), налоговая система, рекламные агентства, ярмарки и т.д

4. типы рынков

ü Местные

ü Региональные

ü Национальные

ü Межнациональные

ü Международные

По степени насыщенности товаров:

ü Дефицитный

ü Равновесный

ü Избыточный

По степени развития:

ü Развитый

ü Формирующийся

ü Рынок потребительских товаров (краткосрочный, длинноср.)

ü Рынок ср-в производства

ü Рынок услуг

ü Рынок духовных благ

  1. Для функционирования рынка нужен механизм рынка. Конкуренция

    – главный элемент рыночного механизма. Она объединяет участников рынка чрез цены, спрос, предложение и т.д К. пронизывает все рыночные отношения. К – способ организации рынка. Это отношения между хоз. субъектами по поводу сравнения результатов их деят-ти. К – объективная среда, обеспечивает функц. рынка.

Основные формы конкуренции:

ü Совершенная – это конкуренция в эпоху развития рынка

ü Несовершенная – разновидность несовершенной конкуренции (монополия)

  1. Монополия

На определённом этапе развития конкуренции идёт на вытеснение проигравших с рынка. Идёт процесс концентрации и централизации капитала. Победившие крупные пред-ия расширяют свои границы (2 способа расширения: 1) предприятие за счёт прибыли увеличивает свои масштабы; 2)центр. капитала; небольшие капиталообъединения искусств).

Монополия создана за счёт эффекта масштаба. Эм заключается в том. Что на предприятиях создаётся крупное поточное производство, внедряются новые машины и механизмы, растёт производительность труда, умен. издержки производства. На крупном предприятии легче внедрить новые механизмы, пригласить новых специалистов.

Перейти на страницу: 1 2