Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве случаев нерентабельные. Другая их часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.
В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.
Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Государственное регулирование экономики является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих, безработных и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
Успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня, а также отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.
Анализ развития национальной экономики нашего государства за последние годы показывает, что поддержание высоких темпов роста ВВП при ограниченном использовании методов рыночной саморегуляции далее невозможно. Беларусь, следуя общему направлению реформ в России и других странах, начиная с 1991г. активно разрушала институты централизованного управления, осуществляя либерализацию своей экономики. Однако желаемый успех на начальной стадии переходного периода не был достигнут, поскольку рыночные импульсы не получили адекватных откликов в обществе. И это объяснимо, поскольку создание формальных (законодательных) и тем белее неформальных (моральных норм, традиций и т.д.) институтов цивилизованного рыночного хозяйства - процесс длительный. Этап создания сильных государственных институтов при одновременном замедлении процессов либерализации экономики начался с 1994г. Задача состояла в том, чтобы путем прямого субсидирования и налогового субсидирования, ужесточения контроля на всех кровнях экономики остановить падение темпов развития и одновременно создать необходимую институциональную среду и инфраструктуру рынка. Однако по мере ее решения созданная среда стала тормозить экономический рост. Чтобы преодолеть эту фазу необходимы дальнейшие либерализация дебюрократизация экономики, проведение административной реформы, которая исключала бы оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления, сосредоточив их преимущественно на политических и на механизмах рыночной саморегуляции. Реструктуризация и приватизация крупных предприятий, поддержка малого и среднего бизнеса продемонстрирует странам –партнерам и международным структурам приверженность Белоруссии рыночным принципам и свободам; создаст предпосылки для формирования среднего класса в обществе; повысит устойчивость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны.