Во всех промышленно развитых странах существует государственный сектор экономики и его размеры могут служить критерием экономической роли государства, которое мерами своего воздействия играет значительную роль в регулировании экономического роста.
История экономической теории знает несколько моделей государственного регулирования в экономике.
Так, Дж.М. Кейнс и его сторонники рассматривают роль государства в стимулировании экономического роста преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Как и марксизм-ленинизм, теория Кейнса была реакцией на противоречия и трудности капиталистической рыночной экономики. Но если материалист К.Маркс все проблемы свел к собственности, к ее национализации, как условию к переходу к управляемой экономике, то Кейнс показал, что можно регулировать экономику и без национализации, сочетая три вида собственности: частную, коллективную и государственную. Ленин, следуя Марксу, провел полную национализацию и оказался среди руин. Сталин построил тоталитарное государство, основанное на централизованном планировании.
Кейнс показал иной вариант развития, который и лег в основу «Нового курса» Рузвельта. Это государственное регулирование, сочетаемое с рынком, и обеспечило мощный рост американской экономики. А вот в Западной Европе, где традиционно сильное влияние социал-демократов, произошел «перегиб» в сторону бюрократизации экономики. К тому же социал-демократы упорно сводили регулирование к дележу общественного пирога. Сейчас на Западе идет очевидное возрождение кейнсианства. И на это есть все основания. Первый фактор – кризисы, с которыми столкнулись все страны, принявшие рецепты монитаризма, в том числе и Россия. Монитаристские рецепты доморощенных экономистов, уверивших Ельцина в том, что полная экономическая свобода через несколько месяцев автоматически позволит России сделать рывок вперед, оказались несостоятельными. Второй – превращение Америки в единственную сверхдержаву США, практически полностью овладевшей Международным валютным фондом, Всемирной торговой организацией, Международным банком, а сейчас захватившей и Ирак. Интересно то, как кейнсианские методы использует Дж. Буш. Он сокращает налоги на малый бизнес в среднем почти на 2 тысячи долларов для каждого предпринимателя. Но не просто сокращает (это были бы меры либерализма), а при условии, что эти деньги идут на инвестиции. Буш сокращает налоги и на граждан, но опять таки не вообще, а по –кейнсиански –целенаправленно. Налог сокращается с семейных пар (женитесь!)- почти на 2 тысячи долларов. Дополнительно сокращается для семей, у которых есть дети, - до 1000 долларов на каждого ребенка (рожайте!). Известный американский экономист русского происхождения, нобелевский лауреат Василий Леонтьев на вопрос о перспективах кейнсианства сказал: «ХХI век Кейнс встречает «на коне». Это значит, что Кейнс доказал, что можно сочетать в экономике организующее начало, используя возможности государства и конкурентную рыночную систему. Именно это стало основой формирующегося сейчас постиндустриального строя.
В противоположность кейнсианцам представители одного из направлений неоклассицизма «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов ведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности значительные налоговые льготы на инвестиции.