В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. ГД заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта. В случае отклонения проекта ГД может передать проект в согласительную комиссию (состоящую и представителей ГЛ, СФ и Правительства РФ), вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ). При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.
Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.
В третьем чтении ГД рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ.
В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона “О федеральном бюджете на . год” в течение 10 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении. В четвертом чтении текст законопроекта рассматривается в целом.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон “О федеральном бюджете на . год” в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение 5 дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
Рассмотрение Федерального закона “О федеральном бюджете на . год” Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ. Закон вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
Как правило, первой же статьей закона утверждается общий объем расходов и доходов федерального бюджета. Устанавливается предельный размер дефицита федерального бюджета на очередной год: в общей сумме; в процентах к валовому внутреннему продукту; в процентах к расходам федерального бюджета; внутренние и внешние источники финансирования дефицита.
Целый ряд статей закона регламентирует Доходы и расходы каждого из бюджетных целевых фондов.
Устанавливается верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за планируемым. Утверждается перечень защищенных статей Расходов федерального бюджета, подлежащих обязательному финансированию в полном объеме. Может быть установлен порядок секвестра расходной части федерального бюджета, условия и законодательная основа его введения.
Регламентируются функции Счетной палаты
Российской Федерации при исполнении федерального бюджета.
Устанавливаются цели, источники формирования и порядок расходования средств Бюджета развития, санкции
за их нецелевое использование.