Меню навигации

Зарубежный опыт в создании СЭЗ

Помимо достоинств развития СЭЗ в Китае есть и некоторые недостатки:

-в производственной сфере из-за опережающего роста обрабатывающих отраслей значительное отставание наблюдается в развитии сырьевой базы;

-приоритетное развитие зон привело к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны.

США

Первые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда , когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта . Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры , предусмотренные законодательством страны.

Также происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г их

насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее

крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина") .

Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и

компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем

инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных

рабочих мест - 100 тысяч.

Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности , увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание ежрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции. Россия , в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранныхинвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов , впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия , чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям , отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования , промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в ХХI век . Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно -географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов , пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР .

Таким образом , рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:

-мировая практика показывает , что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов;

-территории , наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной,

Перейти на страницу: 1 2 3