Для того чтобы определить, что такое цена необходимо дать определение товару, т.к. под словом цена мы понимаем цену товара.
1.1) Товар –
это всё то (изделия, услуги, рабочие места, идеи и др.), что удовлетворяет потребность или нужду и предлагается для продажи.
Чтобы успешно продать товар, нужно тем или иным способом заинтересовать потенциального покупателя и пробудить его купить данный товар. Для возникновения желания приобрести какой-либо товар необходимо, чтобы последний (продавец) мог удовлетворить ту или иную человеческую потребность (или способность её удовлетворять). Потребность, обеспеченная покупательской способностью, даёт покупателю возможность приобрести тот или иной товар у продавца.
Как было замечено выше, с точки зрения производителя (продавца), цена определяется затратами, необходимыми для производства данного товара. При таком подходе производительный труд оказывается лишённым конкретных особенностей. Его принято называть «абстрактным» трудом. Общественно полезные затраты труда на производство товара образуют его стоимость.
Согласно этой теории цена (цена товара) – есть денежное выражение его стоимости.
С точки зрения потребителя цена товара есть сумма денег, которую он согласен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Эта концепция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, а именно нужда в этом товаре, потребность в нём, запросы, целесообразность обмена и совершение сделок. Чем выше потребительские достоинства товара, тем большую цену готов заплатить покупатель.
1.2) Цена
(или цена товара) – денежное выражение стоимости товара;
2.3) Цена
– это сумма денег, которую потребитель согласен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях.
Таким образом, сопоставление этих двух концепций цены (п. 1.2 и п.2.3) по существу сводится к вопросу, что считать первичным – предложение (стоимость) или спрос (полезность)?
Современная экономическая теория стремиться согласовать оба под-
хода, исходя из того, что цена отражает как стоимость, так и полезность товара. В самом деле, объективный процесс формирования затрат требует компенсации всех расходов
, необходимых для производства и реализации товара. В условиях рыночных отношений такая компенсация может быть осуществлена только за счёт денежных доходов, полученных в результате продажи товара, то есть субъективного процесса.
Если эта компенсация оказывается недостаточной, то производители разоряются и уходят с рынка. Их место занимают те производители, которые производят этот же товар с меньшими затратами и могут предложить его по более низкой цене, либо те производители, которые производят новые товары или же придают традиционным товарам новые свойства, что побуждает покупателей платить за них соответствующую цену.
Все эти взаимоотношения, являются рыночными, тогда дадим определение, что, мы понимаем под рынком:
1.4) Рынок –
это устойчивых, постоянно воспроизводимых и повторяющихся связей различного типа (производственных, торговых, технологических и других) между его членами, реализованных в виде механизмов стоимости, ценообразования, товарно-денежных отношений, спроса, предложения и других элементов сферы обращения товаров.
Итак, цена или цена товара –
это рыночное понятие, объединяющее в себе оба выше упомянутых определения и в современных условиях зависящее от состояния рынка. То есть
1.5) Цена –
это денежное выражение стоимости товара (стоимость затрат) плюс надбавка (сумма денег), которую потребитель согласен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях.