Разберём все факторы, определяющие величину цены и из них выделим факторы роста цен:
Всё многообразие факторов, влияющих на образование цен, современная экономика делит на три группы:
1)
Базовые (неконъюнктурные);
2)
Конъюнктурные;
3)
Регулирующие.
2.1) Базовыми факторами в условиях товарного рынка являются различные затраты – внутрипроизводственные и внепроизводственные. Изменение цен под воздействием этих факторов происходит в том же направлении, что и изменение затрат.
2.2) Конъюнктурные факторы
вытекают из изменчивости рынка и зависят от макроэкономических условий, потребительского спроса и т. п.
2.3) Регулирующие факторы определяются степенью вмешательства государства в экономику.
Перечисленные факторы могут способствовать как понижению, так и повышению цен. Факторы роста и снижения цен представлены в таблице №1.
№ |
Факторы роста цен |
Факторы снижения цен |
1 |
Спад производства |
Рост производства |
2 |
Нестабильность экономической ситуации |
Технический прогресс |
3 |
Монопольное положение предприятия – изготовителя |
Снижение издержек производства и обращения |
4 |
Наличие ажиотажного спроса |
Рост производительности труда |
5 |
Увеличение общей массы денег, находящихся в обращении |
Обострение конкуренции |
6 |
Увеличение взимаемых налогов |
Снижение взимаемых налогов |
7 |
Увеличение выплат по заработной плате, в том числе и рост ставок заработной платы |
Уменьшение числа посредников |
8 |
Стремление предприятия к повышению прибыли при прочих неизменных обстоятельствах |
Уменьшение бюрократических надстроек |
9 |
Повышение качества товара | |
10 |
Соответствия моде | |
11 |
Повышение дефицитной рабочей силы | |
12 |
Низкая эф. использования капитала, оборудования, рабочей силы и др. |