Предположим, что имеются два типа подержанных машин — высокого и низкого качества. Предположим также, что как продавцы, так и покупатели могут определить тип автомобиля. На рис. 1,а SH — кривая предложения высококачественных машин, a DH — кривая спроса на них. Аналогично, SL и DL на рис. 1,б — кривые предложения и спроса для низкокачественных автомобилей. Заметим, что SH, лежит выше, чем SL, поскольку собственники высококачественных автомобилей расстаются с ними менее охотно и должны получить при этом более высокую цену. Аналогично, DH расположена выше DL , так как покупатели готовы заплатить больше за хорошее качество. Как видно из рисунка, рыночная цена высококачественных машин — 10 000 долл., низкокачественных — 5000 долл., и при этом продаются 50 000 экземпляров каждого типа.
В действительности продавец подержанного автомобиля знает намного больше о его качестве, чем покупатель. Посмотрим, что происходит, если продавцы хорошо осведомлены о качестве машин, а покупатели вообще ничего не знают о нем (последние знакомятся с качеством машин лишь после их покупки и определенного пробега). Вначале покупатели могли полагать, что шансы купить машину хорошего качества равны 50%. (Основанием для этого является то, что когда продавцы и покупатели знали о качестве, то продавалось по 50 000 шт. каждого типа.). Таким образом, совершая покупку, они считают все автомобили имеющими среднее качество. (Конечно же, купив машину, покупатели определят ее настоящее качество.) Спрос на автомобили среднего качества, обозначенный как DМ на рис.1, ниже DH, но выше DL . Как видно из рисунка, теперь будет продано меньше высококачественных автомобилей (25 000) и больше низкокачественных (75 000).
Рис. 1
Как только потребители начинают понимать, что большая часть проданных машин (около 1/4 общего числа) низкого качества, их спрос сдвигается. Как показано на рис. 1, новой кривой спроса может быть DLM, которая отражает снижение качества автомобилей ниже среднего уровня. Кривая спроса передвигается влево, перемещая всю совокупность хороших и второсортных машин в сторону низкого качества. Это перемещение продолжается до тех пор, пока на рынке не останутся только низкокачественные автомобили. При этом рыночная цена окажется слишком низкой, чтобы осуществлялась продажа высококачественных машин, так что потребители правильно полагают, что любой покупаемый ими автомобиль имеет низкое качество, и кривая спроса совпадает с DL .
Ситуация, представленная на рис. 1, является экстремальной. Рынок может прийти к равновесию и при цене, обеспечивающей реализацию какой-то части высококачественных автомобилей. Но эта часть будет заведомо меньше, чем в том случае, когда потребителям известно качество автомобилей в момент покупки. Вот почему мы можем рассчитывать продать свою машину новой модели, про которую мы знаю, что она в превосходном состоянии, гораздо дешевле, чем мы за нее заплатили. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары вытесняют с рынка высококачественные.