Однако это отнюдь не означает, что экономическая, финансовая, налоговая, экологическая и социальная политика определяются или могут быть определяемы слепым экономизмом. Это означает, что политика на национальном и федеральном уровне должна быть дальновиднее в своих действиях, чем ранее. Идет ли речь о величине налогообложения, обсуждаются ли социальные услуги, проводятся ли мероприятия по охране окружающей среды - всегда нужно учитывать, как эти решения воздействуют на нашу конкурентоспособность на мировом уровне. Они не должны приводить к слишком большому крену, который действует против нас при разработке инвестиционных проектов и при решении о создании новых рабочих мест.
Речь идет не о том, нужны ли действия со стороны государства, но о том, какие его действия необходимы. Так, охрана окружающей среды есть и остается экзистенциально важной задачей по сохранению основ жизни в высокотехнологичной цивилизации. Однако встает вопрос о том, верен ли классический путь официальной регламентации. Развитие науки и техники с необходимостью сопровождается постоянным увеличением количества нормативных регуляторов. Государство и экономика отягощены высокими бюрократическими издержками. Временные и людские затраты для выдачи разрешений принимают непотребные масштабы. Поэтому Республика Бавария, приняв "Пакт об охране окружающей среды Баварии", уже три года идет другим путем. Бавария выступает за более высокий уровень охраны окружающей среды, но не за счет увеличения количества предписаний, ограничений и "надзирательной бюрократии", а на основе добровольности и сотрудничества. Для этого Республика Бавария согласовывает с промышленностью определенные цели по защите людей и среды обитания. Договаривающиеся стороны берут на себя обязательства по достижению этих целей, но каким путем - это они могут определить самостоятельно.
Такое соглашение - единственная в своем роде инициатива в Германии и в Европе. Концепция кооперативной защиты окружающей среды предусматривает честное сотрудничество между государством и экономикой, оно нацелено в большей степени на ответственность, а не на предписания, и по сути больше на предупредительные мероприятия по охране окружающей среды, а не на исправительные. В этой концепции заложен определяющий будущее подход к изменившимся отношениям между государством и экономикой в век глобализации.
Впрочем, политика и впредь должна продолжать действовать в национальных интересах, еще сильнее учитывая при этом мировые взаимосвязи. Государство становится конкурентоспособным в том случае, если привлекательна вся совокупность рамочных условий для предпринимательской деятельности. К этому относятся, например, открытый для инноваций климат, быстрое протекание управленческих процессов, надежная и последовательная структурная политика и - не в последнюю очередь - высокая степень внутренней безопасности и социального мира. Это - предпосылки для привлечения инвестиций и сохранения рабочих мест или создания новых.
То, что Бавария по сравнению с другими германскими землями лучше справляется с проблемами глобализации, может быть объяснено такими факторами: в Баварии, например, эффективность экономики в 1997 году выросла существенно больше, чем в целом в Федеративной Республике Германия (сответственно на 2,7% против 2,2%). Есть все симптомы того, что это развитие продолжится и в 1998 году. Это становится отчетливо заметно и на рынке труда: в Баварии - с большим отрывом от других федеральных земель - самый низкий уровень безработицы в Германии.