В соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределаи национальной таможенной территории и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогооблажению. Иными словами, СЭЗ это ча сть т ерритории страны с особым действующим режимом. Законодательство , которое регулирует деятельность субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, включает следующее:
-таможеное регулирование экспортно-импортных операций;
-налогообложение;
-лицензирование;
-визовое оформление;
-банковскую и страховую деятельность;
-имущественые и залоговые отношения;
-трудовые и социальные отношения;
-управление зоной;
-другие вопросы, имеющиие специфическое отношение к деятельности СЭЗ.
Характерные черты СЭЗ:
а) применение различных видов льгот и стимулов:
-внешнеторговых- снижение или отмена экспортно - импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешниторговых операций;
-фискальных , связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Лбготы могут затрагивать налоговую базу, отдельные её компоненты, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или вреенного освобождения от налогооблажения;
-финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счёт бюджетных средств и государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на комунальные услуги , снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
-административных , упрощающих процедуры регистрации предпреятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделённой правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное на решение приритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.