Меню навигации

Рынок корпоративных ценных бумаг и его связь с процессами разгосударствления

III.Формирование и развитие рынка акций в России зависит от выполнения своих функций целым рядом подсистем - регистрационной службой (регистратором), номинальным держателем ценной бумаги (депозитарием), системой брокеров и дилеров, самой системой проведения торговых операций с ценными бумагами, системой расчетов и системой правового регулирования и обеспечения выполнения законодательства.

IV.Наиболее важными и насущными общими проблемами фондовой деятельности России остаются следующие:

· установление стандартов на раскрытие эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка информации о ценных бумагах и сделках;

· внесение всех необходимых дополнительных изменений в содержание информации, предоставляемой предприятиями биржам;

· установление строгих правил, определяющих деятельность брокеров и в особенности дилеров (размер комиссий, количество посредников на бирже, недопущение монополий на отдельные виды сделок);

· разработка системы четко сформулированных требований к кредитованию брокеров и дилеров на время осуществления транзакций;

· разработка однозначных правил операций с ценными бумагами во внебиржевом обороте.

V.Для России существенным вопросом остается разграничение полномочий между Центральным Банком, Министерством финансов и Федеральной комиссией по фондовому рынку при Президенте РФ. Защиту общих интересов общества и государства от злоупотреблений и некомпетентной деятельности на фондовом рынке должен осуществлять Минфин, в то время как защиту инвесторов, эмитентов и профессиональных участников фондового рынка должна осуществлять Комиссия. Мировой опыт свидетельствует о нежелательности придания ЦБ регулирующих функций, так как при этом возникает конфликт интересов между эмиссионными и регулирующими функциями ЦБ.

Отсюда следует, что Минфин должен иметь своих представителей в составе советов крупнейших бирж, которые осуществляли бы постоянный контроль за их повседневной деятельностью. Они должны осуществлять контроль над сделками с ценными предприятиями, контрольный пакет которых принадлежит государству, и казначейскими обязательствами. Кроме того, Минфин совместно с другими ведомствами должен иметь право вводить ограничения на операции с ценными бумагами по отдельным отраслям народного хозяйства (например, запрет на покупку акций оборонных предприятий иностранцами и др.).

VI.

В РФ для Федеральной Комиссии важнейшей стороной деятельности должен стать контроль за доступностью и достоверностью информации об эмитентах и сделках с ценными бумагами. Необходимо, чтобы открытые акционерные общества ежеквартально предоставляли информацию о результатах эмиссий акций, о направлении и объемах вложения средств, полученных средств, бухгалтерский баланс, подтвержденный независимыми аудиторами. Точно также Комиссия должна следить за недопущением к биржевым торгам финансовых инструментов, несоответствующих требованиям законодательства (самого разного характера - от свидетельств о депонировании акций и сертификатов акций до "билетов МММ"). Наконец, на Комиссию следует возложить обязанность присваивать рейтинги ценным бумагам.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14