В отличии от двух выше рассмотренных отраслей железнодорожный транспорт остался под руководством Министерства Путей Сообщения. До 1995 года, в отличии от РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», МПС России и железные дороги были предоставлены само себе. Государство и отрасль вполне устраивал негласный принцип «невмешательства во внутренние дела друг друга».
Но, все-таки, избежать кризиса, который прошли все железнодорожные системы мира, МПС России не удалось. Глубинные причины критической ситуации, сложившейся в отрасли к 1997 г. изначально были заложены внутри самой системы железнодорожного транспорта.
Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, отрасль нуждалась в государственном регулировании. В то время, как большинство предприятий страны находились в жесткой конкуренции, внутриотраслевая конкуренция в системе МПС почти отсутствовала, а отсутствие жесткого внешнего контроля над издержками железных дорог привели не только к завышению тарифов, но и стали основной причиной финансового благополучия отрасли.
Однако реальная эффективность железнодорожной отрасли оставалась крайне низкой. В 1994 года право ценового регулирования было официально закреплено за министерством экономики. Конечно, отрасль потерпела бы крах без серьезного вмешательства государства в управление железнодорожного транспорта.
Вывод
У
реформирования области естественных монополий, начатое в 1992 году, было много плюсов и минусов. Однако для того, чтобы реформы были доведены до конца и были эффективны в экономике России, Правительство предприняло много результативных шагов. Один из них был сделан в 1997 г., когда были принят Указ Президента Росси «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» (он был принят межведомственной комиссией под руководством министра экономики Евгения Ясина).
Многое из поставленных задач удалось реализовать. Но, мне кажется, еще очень много предстоит сделать и воплотить в жизнь.