До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одно-единственного потребителя. Признание конкуренции обязывает нас рассмотреть ситуацию, в которой на рынке выступает много покупателей. Перейти от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса можно посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке действовали лишь три покупателя, как это показано в табл. 3-2, было бы легко определить общие величины спроса при каждой цене.
Таблица 3-2 Рыночный спрос на кукурузу, 3 покупателя (в бушелях)
Цена за бушель (в $) |
Величина спроса |
Общая величина спроса за неделю | ||
1-й покупатель |
2-й покупатель |
3-й покупатель | ||
5 4 3 2 1 |
10 20 35 55 80 |
12 23 39 60 87 |
8 17 26 39 54 |
30 60 100 154 221 |
Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы, и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путём умножения величин
спроса, приведенных в табл. 3-1, на 200.
Таблица 3-3 Рыночный спрос на кукурузу, 200 покупателей (в бушелях)
(1) Цена за бушель (в $) |
(2) Величина спроса за неделю, один покупатель |
(3) Число покупателей на рынке |
(4) Общая величина спроса за неделю | |
5 4 3 2 1 |
10 20 35 55 80 |
200 200 200 200 200 |
2 000 4 000 7 000 11 000 16 000 | |