Меню навигации

Проблемы формирования кредитной системы в России.

Если соответствие нарушается, то возникает инфляция, главными последствиями которой являются снижение жизненного уровня населения, усиление аритмии производства, перекачка капиталов из производства в сферу обращения, снижение объемов производства.

Проблемы излишков денег и всех негативных последствий, инфляции не существовало во времена, когда в денежном обращении господствовал «золотой стандарт». При золотомонетном стандарте баланс между товарной и денежной массой достигался «автоматически». При нем не нужны службы, институты, организации, которые бы следили за состоянием денежного обращения и при необходимости регулировали бы его.

Совершенно иная картина возникает в денежном обращении, когда металлические (золотые) деньги были вытеснены бумажными. Отмеченное соотношение сразу начало нарушаться. Бумажных денег в обращении стало значительно больше тех, которые они заменили. Это происходит прежде всего потому, что правительство ближе всего, по сравнению с другими государственными институтами, находится к печатному станку. Как правило, после утверждения всех расходов и доходов возникают какие-то непредусмотренные бюджетом обстоятельства, которые заставляют государство вспоминать о печатном станке. С его помощью печатается необходимое для покрытия дефицита количество бумажных денег и направляется для финансирования возникших проблем. В результате количество денег становится избыточным, каждая денежная единица представляет меньшее количество золота, обесценивается.

Но избыток бумажных денег может возникнуть и в том случае, когда печатный станок не «включается». Как правило, это случается тогда, когда по тем или иным причинам происходит падение производства. В результате уменьшается количество производимых товаров и, как следствие этого, нарушается баланс между товарной и денежной массой. Денег оказывается больше, чем нужно для обращения товаров.

Следует иметь в виду, что денежная масса, необходимая для обращения товаров, включает не только известные всем наличные бумажные деньги (банкноты) и разменную монету, но и безналичные чековые вклады и так называемые «почти деньги» (срочные вклады и облигации). Безналичные деньги могут быть использованы юридическими или физическими лицами для расчетов по торговым операциям и сделкам, для инвестирования в экономику. Другой особенностью безналичных денег является то, что их можно, как и бумажные деньги, выпускать больше, чем требуется для обращения товаров. В этом случае последствия для экономического развития страны будут такими же, как и при избытке бумажных денег.

Механизм выпуска безналичных денег довольно прост. Как правило, этим занимаются коммерческие банки. Открыв, например, счет физическому лицу на 1000 долларов и выдав вкладчику на эту сумму чек, банк полученные 1000 долларов может передать в виде ссуды другому лицу. Получив чек, старый владелец счета в банке может в любое время использовать его для оплаты товаров и услуг. Одновременно с ним и получивший ссуду также может использовать ее при покупке товаров и услуг. В результате 1000 долларов банк превращает в 2000 . Если эту деятельность банков никак не ограничивать, то процесс может идти бесконечно, наполняя каналы денежного обращения кредитными деньгами, не обеспеченными товарной массой. Более того предоставление банками кредитов может привести к возникновению такой ситуации, когда они сами будут не в состоянии выполнять свои обязательства перед вкладчиками (например, если заемщик не возвратит в срок банку полученные кредиты, банк не сможет вовремя возвратить вкладчикам полученные от них средства).

Таким образом, мы можем сделать вывод: денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Перейти на страницу: 1 2