Наличие многочисленных факторов, не связанными с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счёт «чистых» экономических мер. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание «высокой способности к занятости» рабочей силы, а также поддержка благоприятной «рабочей среды», позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу трудовой политики и политики развития рабочей силы.
Состояние рынка труда является результатом влияния множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. В частности, тесная связь занятости и экономики крайне необходима для обеспечения стабильного роста производства и надёжного фундамента для занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста и позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Соответственно, чем более успешной будет политика, направленная на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлениями политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.
С точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться её позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъёма и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а так же тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики. Повышение и поддержание «высокой способности к занятости» рабочей силы, а также поддержка благоприятной рабочей среды» ( под «рабочей средой» в данном случае понимается режим найма и увольнения, рабочего времени, условия оплаты труда, возможности карьерного роста и повышения квалификации, меры по нейтрализации дискриминации, система коллективных переговоров и другие элементы, способствующие благоприятному «входу в занятость» и защищающие приобретённую занятость ), позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должна составлять ключевую задачу трудовой политики. По мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работников к величине «экономически заданного спроса», будет усиливаться значение и политики на рынке труда, направленной на улучшение его функционирования и за счёт этого, на преодоление открытой безработицы, особенно длительной. Её базовая задача – повышение «способности к занятости» безработных граждан.
Политика, направленная на содействие занятости, одновременно должна быть преимущественно активной и справедливой.
Активность политики понимается как поощрение экономических возможностей и активности каждого гражданина для борьбы с бедностью и снятию зависимости от поддержки доходов за счёт социальных государственных пособий и выплат, а также снижения риска возникающей в связи с этим социальной изоляции. Одновременно, активность не означает лишь меры, обычно реализуемые в рамках политики на рынке труда. Активность заключается в том, что любые политические меры, влияющие на параметры спроса и предложения рабочей силы, эффективность функционирования рынка труда, подчиняются общей цели.
Однако наличие таких действий ещё не означает, что они в целом, и каждое из них, оказывают одинаковое позитивное влияние на рынок труда и безработицу.
Эффект, который может быть достигнут через реализацию программ и услуг службы занятости, может быть оценён в трёх плоскостях. Во-первых, такие программы могут быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или через поддержку его контакта с рынком труда. Однако индивидуальная польза может касаться ограниченного круга лиц, не оказывая существенного воздействия на рынок труда или рабочую силу в целом. Поэтому важно, во-вторых, обеспечить реализацию программ, эффект от которых сказывался бы на рабочей силе в целом. Вместе с тем, такой эффект может достигаться разной ценой. Программы способны иметь равный результат по отношению к безработным или их группам, однако расходы на них могут различаться существенно. По этой причине, и это в-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них. Предварительная оценка эффективности программ подтверждает, что программы оказывают различное воздействие на индивидуальном, групповом уровне, а также на рынок труда в целом. Один и тот же результат действительно может быть достигнут за счёт привлечения разных объёмов ресурсов. необходима более аккуратная ориентация программ на целевые группы работников (или проблемы рынка труда). Эти группы должны быть максимально чётко выделены, а программы ориентированы на те проблемы целевой группы, которые можно решить с помощью реализуемых мер.