М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановитьего, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.
5. Исходя из этого, М.Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М.Фридмена:
DМ= DР+ DY,
где DМ — среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; DY— среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; DР — среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции— из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).
Монетарное правило М.Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5% в годбудет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.
Денежное правило М.Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был достигнут темп роста ВНП на уровне 3—5% в год.
В заключение отметим, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.