В некоторой степени граница между деньгами и другими активами произвольна. Почему депозитные сертификаты с договорной ставкой являются частью МЗ, в то время как аналогичные оборотные казначейские векселя или депозитные сертификаты крупных корпораций не входят в денежные агрегаты? Еще два показателя регулярно указываются Федеральной резервной системой: ликвидные активы и долг. В декабре 1988 г. они составили соответственно 4689 и 8992 млрд дол. Первый показатель помимо МЗ включает все инструменты краткосрочного долга правительства и частного сектора. Совокупный "долг" представляет собой наиболее всеохватывающий показатель, включающий весь долг нефинансового сектора. Ни ликвидные активы, ни долг не рассматриваются в качестве денежных агрегатов.
Различные денежные агрегаты в США, 1960 и 1990 гг.
(в млрд. долл.)
1960г. 1990 г.'
1. Наличные деньги 28,7 244,7
2. Дорожные чеки 0,4 8,4
3. Депозиты до востребования 111,6 277,2
4. Другие депозиты с возможностью выписывать 0,0 292,3
под них чеки (включая счета NOW)
5. М1 (1 + 2 + 3 + 4) 140,7 822,6
6. Соглашение о продаже ценных бумаг и евродол- 0,0 77,6
ларов с выкупом по обусловленной цене на
следующий день
7. Взаимные фонды денежного рынка (общего 0,0 340,3
назначения, брокерские — дилерские)
8. Депозитные счета денежного рынка 0,0 507,0
9. Сберегательные депозиты 159,1 413,8
10. Мелкие срочные депозиты 12,5 1156,0
11. М2 (5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10) 312,4 3317,3
12. Взаимные фонды денежного рынка (только 0,0 120,1
институциональные)
13. Крупные срочные депозиты 2,0 506,6
14. Соглашения о продаже ценных бумаг с последу- 0,0 91,4
ющим выкупом их в срок по обусловленной цене
15. Евродоллары на срок 0,8 72,6
16. М3(11 + 12 + 13 + 14 + 15) 315,3 4108,0
17. Сберегательные облигации 45,7 125,2
18. Краткосрочные векселя казначейства 36,7 347,9
19. Банковские акцепты 0,9 34
20. Коммерческие векселя 5,1 357,7
21. М3 в сумме с другими ликвидными активами 403,7 4972,8
(16 + 17 + 18 + 19)
Предложение денег в любой экономике формируется в конкретных исторических и политических условиях, характеризующихся двумя особыми чертами. Одна из них заключается в том, что право печатать деньги высокой эффективности практически всегда является законной монополией государства. Эта монополия является важным источником доходов и вместе с тем таит в себе возможность злоупотреблений. Однако денежная эмиссия не всегда была монополией государства. В давние времена, когда в качестве денег использовались определенные товары, каждый, кто мог их производить, был способен создавать деньги. Когда же во многих странах начали входить в обращение бумажные деньги, некоторые частные банки наряду с центральным имели право их выпускать. Это порождало ряд проблем, так как различные деньги, обращавшиеся внутри страны, в зависимости от платежеспособности эмитентов могли обладать различной ценностью. С течением времени центральные банки всего мира приобрели монополию на эмиссию денег. Другая особая черта предложения денег состоит в том, что, как правило, каждая страна имеет только одни официальные деньги, служащие в качестве законного платежного средства. Почему, например, каждая маленькая страна Латинской Америки имеет собственную валюту, тогда как все штаты США используют общую? Будет ли лучше для всех стран Европейского союза, если они перейдут к использованию одной-единственной валюты? Последний вопрос в настоящее время является предметом горячих дискуссий. Из правила "одна страна — одна национальная валюта" есть несколько заметных исключений. Некоторые страны, такие, как Либерия и Панама, не имеют собственной валюты, и доллар США является там законным платежным средством. В других странах в течение определенных периодов обращалось более одной денежной единицы. Это, как правило, случай нестабильных государств, где иностранная валюта пользуется большим доверием, чем собственная. Например, в XX в. в различных странах во время очень высокой инфляции доллар США использовался наряду с местной валютой не только в качестве средства сохранения стоимости, но также и как средство обращения. До сих пор мы говорили только об особой роли денег. Как только их роль станет нам ясна, мы сможем приступить к объяснению многих других важных характеристик экономики. Например, цены представляют собой не более, чем стоимость благ в денежном выражении, так что изменения в спросе на деньги и их предложении играют фундаментальную роль в определении уровня цен. Обменный курс также есть просто цена, по которой одна денежная единица обменивается на другую, и поэтому теория спроса на деньги и предложения денег является решающей и для понимания того, как устанавливается этот курс.