На данный момент в России действует Федеральный Закон № 194 "О федеральном бюджете на 2002 г", принятый к исполнению 30.12.2001 г. Этот закон представляет собой свод статей четко распределяющих будущие доходы и расходы государства. В первой статье утверждается общий объем расходов на 2002 г. в сумме 1947386,3 млн. руб. и доходов в сумме 2125718,2 млн. руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 10950 млрд. руб. и уровня инфляции 12,0 процента[1]. Всего закон содержит 147 статей, которые определяют:
1) источники дохода (ст. 7,8,24,27,28, и др.)
2) виды расходов (ст.4,5,6,53,54,55,57,59 и др.)
3) нормы взимания налоговых сборов (ст. 11,12,13,14,15,16)
4) формирование финансового резерва (ст. 2)
5) распределение субсидий и дотаций
Бюджет России в целом представляет собой консолидацию бюджетов и внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных налогов, займов, субсидий из бюджета.
Важнейшее значение для развития теории и совершенствования практики бюджетного процесса имеет обоснование принципов построения и функционирования бюджетной системы.
В Бюджетном Кодексе регламентируются следующие принципы:
• единство бюджетной системы;
• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
• самостоятельность бюджетов;
• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированность бюджета;
• эффективность и экономность использования бюджетных средств;
• общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
• гласность;
• достоверность бюджетов;
• адресность и целевой характер бюджетных средств.
2.2.
Структура бюджета заключается в разделении его на две основные части: расходы и доходы. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью, которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
В нижеприведенной таблице представлено примерное распределение статей расходов и доходов в процентном соотношении.
РАСХОДЫ | % | ДОХОДЫ | % |
Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, соц. пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели). |
40-50 |
Налоги |
75-85 |
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации гос. предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление гос. программ |
10-20 |
Неналоговые поступления: доходы от гос. собственности, госсектора в экономике, государственной торговли |
5-8 |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам |
10-20 |
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы |
10-12 |
Административно-управленческие расходы |
5-10 | ||
Платежи по государственному долгу |
7-8 |