Меню навигации

Современное состояние внешнеэкономической деятельности российского машиностроения.

В целом, ситуацию в области внешнеэкономической деятельности машиностроительных предприятий в настоящее время можно охарактеризовать как сложную. И это связано, прежде всего, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, неконкурентоспособностью продукции, недостаточностью средств.

Состояние внешнеэкономической деятельности российских машиностроительных предприятий начнем характеризовать с экспорта и импорта продукции, данные о котором приведены в следующих таблицах.

Таблица 2.1.

Российский экспорт машиностроительной продукции (в млн. долл.)[1,c.60].

Машины, оборудование и транспортные средства

в том числе:

в дальнее зарубежье

в ближнее зарубежье

1997

Справочно к 1996

Сумма

Сумма

8548,6

5598,7

2949,9

8232,4

5590,2

2642,2

Таблица 2.2.

Российский импорт машиностроительной продукции (в млн. долл.) [1,c.60].

Машины, оборудование и транспортные средства

в том числе:

из дальнего зарубежья

из ближнего зарубежья

1997

Справочно к 1996

Сумма

Сумма

18446,7

14966,1

3450,6

14634,6

11772,2

2862,4

Как видно из вышеприведенных таблиц, общая сумма экспорта в 1997 году по отношению к 1996 составила 103,8 %, а импорта - 126,0 %. Сальдо внешнеторгового обмена по машинам, оборудованию и транспортным средствам (в млн. долл.) в 1996 году составило –6402,2, а в 1997 году -9898,1.

Таким образом, из приведенных данных можно сделать следующие выводы.

Во-первых, по экспортно-импортным поставкам машин и оборудования Россия имеет отрицательное и растущее сальдо, то есть является чистым импортером продукции машиностроения. Доля изделий машиностроения в общем импорте достигает одной трети, что является очень большой величиной, и при этом около 81% импортируется из стран дальнего зарубежья [9, c.19].

Высокая доля импорта машин и оборудования из бывших союзных республик объясняется желанием скорее обновить мощности промышленного комплекса. Но в перспективе здесь таится серьезная опасность. Если такая тенденция сохранится, машиностроительные предприятия придут в упадок, лишившись заказов российских предприятий, тогда как отечественные заводы, оснащенные западным технологическим оборудованием, попадут в зависимость от поставок комплектующих и запасных частей.

Во-вторых, доля машинотехнической продукции в общем экспорте страны составляет около 6 %, а по другим данным намного меньше, что не характерно для индустриальных стран мира [9, c.19].

В последнее время уменьшилась доля стран СНГ в российском машиностроительном экспорте и импорте, что служит причиной разрыва кооперационных связей между предприятиями, которые в недавнем прошлом являлись единым машиностроительным комплексом.

Также одной из существенных проблем является то, что в общем экспорте машиностроительных предприятий низка доля наукоемкой продукции. А в общем экспорте России она составляет всего лишь 1 % [8, c.45].

Продукция российского машиностроения в большинстве случаев выхода предприятий на внешние рынки не может выдержать конкуренцию западных аналогов. Низкая конкурентоспособность является основной причиной наблюдающейся тенденции к утрате отечественными предприятиями части внутренних и внешних товарных рынков. Это непременно может привести к значительному снижению экономического потенциала страны.

Но причина такого положения дел в области внешнеэкономической деятельности предприятий кроется не только в неспособности российского машиностроения эффективно войти в мировое хозяйство. Этому также препятствуют западные монополии.

Перейти на страницу: 1 2 3