Меню навигации

Особенности товарного производства в России

Рис. 4. Динамика экспорта, импорта и внутреннего конеч­ного спроса, прирост/падение, в % к предыдущему году

* Источник: Россия в цифрах, 2002. ЦМАКП.

В-третьих, снижается инвестиционная актив­ность. Так, в 2001 г. темпы прироста инвестиций в основной капитал сократились более чем в 2 раза и составили 8,7% против 17,4% в 2000 г., а в 2002 г. -2,6% (см. рис. 3). Такая тенденция объясняется тем, что основная часть капиталовложений при­ходится на экспортные отрасли (2/3 инвестиций в промышленности). За последние несколько лет инвестиции в основной капитал в этих отраслях удвоились, тогда как их прирост во внутренне ори­ентированных отраслях практически отсутствует. Естественно, это приводит к низкой конкурентос­пособности внутренних отраслей и к сырьевой ориентации экономики.

Очевидно, что сложившаяся за последние три года модель российской экономики не способна в полной мере создать механизм устойчивого эконо­мического роста. Те факторы, на которых базиро­вался посткризисный экономический подъем, практически исчерпаны. В связи с этим возникает ряд вопросов: за счет чего будет обеспечиваться рост российской экономики в средне- и долгосроч­ной перспективе? каковы пути ускорения эконо­мического роста? Ответ на поставленные вопросы неизбежно приводит к постановке и решению це­лого ряда проблем, которые целесообразно рас­сматривать в разрезе субъектов экономики, прямо или косвенно «участвующих» в преумножении на­ционального богатства. С макроэкономической точки зрения национальная экономика состоит из следующих субъектов:

1) сектор домашних хозяйств (население), ко­торый формирует предложение рабочей силы и спрос на блага;

2) производственный сектор (производствен­ная сфера) — совокупности всех хозяйственных единиц в стране, непосредственно связанных с материальным производством. Они предъявляют спрос на факторы производства, создают предло­жения товаров на внутреннем и внешнем рынках и осуществляют инвестирование;

3) государственный сектор, создающий условия для оптимального функционирования национальной экономики. При этом государство производит и за­купает блага, взимает налоги, выплачивает трансфер­ты, формирует предложение денег. В государствен­ный сектор входят: образование, здравоохранение, социальные услуги, общественный транспорт, госу­дарственные предприятия и корпорации.

Необходимым условием достижения устойчи­вого экономического роста является целостное раз­витие всех субъектов экономики, которое выража­ется в достижении каждым из них определенных стратегических целей.

Рис. 5. Стратегические цели субъектов экономики

Источник: журнал «Экономический анализ», № 12, 2003.

В структуре производства ВВП произошли изменения в тенденции к сокращению доли производства товаров при уменьшении удельного веса практически всех отраслей экономики. Что касается структуры использования валового внутреннего продукта, то чистый экспорт товаров и услуг в 2002 году снизился по сравнению с 1999 годом на 6,2%, расходы на конечное потребление домашних хозяйств упали на 2,4%, расходы государственных учреждений увеличились на 2,3%.

Таблица 1.

СТРУКТУРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА

(в текущих ценах; в процентах к итогу)

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

100

100

100

100

100

100

100

100

Расходы на конечное потребление

71,22222

71,9

75.7

77,8

68,0

61,3

65,1

68,1

в том числе:

домашних хозяйств

50,3

50,4

52,6

56,8

52,2

45,2

47,7

49,8

государственных учреждений

19,1

19,7

21,1

19,1

14,6

14,9

16,2

16,9

из них:

На индивидуальные товары и услуги

9,0

9,0

9,3

8,4

6,1

5,9

6,6

8,1

на коллективные услуги

10,1

10,7

11,8

10,7

8,5

9,0

9,6

8,8

некоммерческих организаций, обслуживаю­щих домашние хозяйства

1,8

1,8

2,0

1,9

1,2

1,2

1,2

1,4

Валовое накопление

25,4

23,9

22,1

15,4

15,0

18,6

22,1

21,1

в том числе:

валовое накопление основного капитала

21.0

20,2

18,4

16,5

14,5

16,9

18,7

17,9

изменение запасов материальных оборотных средств

4,4

3,7

3,7

-1,1

0,5

1,7

3,4

3,2

Чистый экспорт товаров и услуг

3,4

4,2

2.2

6,8

17,0

20,1

12,8

10,8

Перейти на страницу: 1 2 3