Меню навигации

«Карточный домик» современного фондового рынка России.

Современный национальный фондовый рынок справедливо назвать «карточным домиком».

Рассмотрим сложившиеся признаки современного российского фондового рынка, тем самым, объяснив подобное сравнение.

Во-первых, он очень мал по размерам. В 1999г. оборот по акциям на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ), Российской Торговой Системе (РТС) и Московской Фондовой Бирже (МФБ) составлял 5,7 млрд. долл., что по размеру сопоставимо с Пражской фондовой биржей, а по оценке – на 30-40% ниже, чем на Варшавской фондовой бирже (8, с.22). К концу 2000г. суммарная капитализация российского фондового рынка составила 46 млрд. долл.(10, с.6), что сопоставимо лишь с капитализацией одной из крупнейших американских или западноевропейских компаний. Для сравнения в статье О.Ю. Минаева « Динамика фондового рынка : факторный анализ »приводится следующая цифра : капитализация компаний, торгующих на Нью-Йоркской фондовой бирже, составляет около 12 трлн. долл. Здесь же следует отметить низкую капитализацию отдельных российских предприятий.

В таб.3.2. представлена капитализация отечественных «голубых фишек»(10,6):

Таб.3.2. Капитализация предприятий, акции которых наиболее ликвидны (по итогам 11 месяцев 2000г.).

Компания

Капитализация

на 30.11.2000 (млрд. долл.)

Газпром

6,768

ЕЭС России

3,526

Иркутскэнерго

0,516

ЛУКОЙЛ

7,378

Мосэнерго

0,693

Норильский никель

1,235

Ростелеком

0,734

Сургутнефтегаз

7,569

Татнефть

0,985

ЮКОС

3,874

Во-вторых, рынок сверхконценстрирован в Москве. По расчетам на основе данных Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ), Центрального Банка России (ЦРБ), ММВБ, РТС, численность московских дилеров-брокеров, в тои числе банков, составляет 40-45% от российской; на их операции проходится 80-90% оборотов внутреннего рынка акций, при этом рыночная ниша ММВБ, РТС и МФБ – более 90% российского рынка (8, с.22).

В-третьих, внутренний рынок акций носит устойчиво олигополистический характер, а сделки сверхконцентрированы вокруг нескольких акций. Несмотря на то, что на рынке обращается более 200 акций российских компаний, как и в 1999г., активность операторов была сосредоточена главным образом в секторе «голубых фишек» (10, с.6), тогда как акции второго эшелона практически не пользовались спросом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6