В результате появляются и получают широкое распространение другие, отличные от прямых зарубежных капиталовложений формы технологического трансферта: совместные предприятия, лицензионные соглашения, контракты в сфере управления и маркетинга, соглашения об оказании технической помощи, договоры о сдаче предприятий "под ключ", международный субподряд. Изменяется и само содержание "пакета" технологического трансферта: первостепенное значение принимают знания и "ноу-хау" в области управления маркетинга, а также контроля качества: расширяется "вывоз" технологий в сфере услуг.
Диффузия новых технологий идет по разным каналам, прежде всего через связи с местными поставщиками, которые таким образом получают доступ к новейшим технологиям. Кроме того, контрактные отношения с ТНК заставляют их поставлять продукцию на необходимом уровне качества и тем самым стимулируют совершенствование технологии.
Так, известно, что японские автомобильные фирмы в других странах требуют стопроцентной гарантии качества
от поставщиков. Это одна из главных причин того, что трансферт приводит к увеличению капиталовложений во многие отрасли, стимулируя их развитие и усиливая технический и производственный потенциал национальных фирм.
С конца 70-х гг. наступает новый этап в развитии данного процесса
. Трансферт технологий, осуществляемый ТНК в течение последних полутора десятилетий, основывается на принципиально иной, чем прежде, технической .базе. Революционные процессы в информатике, микроэлектронике, биоинженерии, новых материалах и оптронике взорвали традиционные методы разработки, производства и сбыта продукции, изменили приоритеты в национальных экономиках и соотношение сил ТНК на международной арене. Разработка и применение новейших ключевых технологий воздействовали на всю цепочку технологического трансферта и его составные элементы.
Произошли изменения в формах "вывоза" технологий .На
предыдущем этапе преобладали формы, основанные на капиталовложениях и внутрифирменных технологических трансакциях. Но уже к концу 80-х гг. неакционерные сделки (прежде всего, продажа лицензий) стали преобладающими. Так, объем межфирменных лицензионных сделок в мире оценивался примерно в 25 млрд дол. к 1990 г. В последнее время расширилась практика перекрестных лицензионных потоков. По данным американской исследовагельской фирмы "Дэйтакуэст", в 1986-1987 гг. между ведущими японскими и американскими производителями полупроводниковых приборов было заключено более 200 таких соглашений, предусматривающих обмен лицензиями и "ноу-хау" в области производства, сборки и испытаний, а также унификации стандартов4.
В сторону изменений действовали и значительные преобразования в сфере научно-технической стратегии корпораций. Необходимость широкой кооперации, гибких форм организации научных исследований и разработок, активизации человеческого фактора, высокий темп обновления продукции, заложенный в корпорацией ные платы, и многие другие черты инновационной политики фирм существенно повлияли на конкретные механизмы и формы трансферта технологий, его целевые установки.