Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”
Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сей определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предприним- ателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.
Исследователи выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
1) Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;
2) несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;
3) изменение потребностей производственного процесса;
4) изменения в структуре отрасли или рынка;
5) демографические изменения;
6) изменения в восприятии и в ценностных установках;
7) новые знания, научные и ненаучные;
Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.