По-видимому, людям известно, что нынешний дефицит так или иначе потребует повышения налогов в будущем для выплаты дополнительных процентов, порождаемых растущим государственным долгом. Поэтому домохозяйства уже сегодня тратят меньше, а сберегают больше в преддверии сокращения своего будущего посленалогового дохода, который можно использовать на потребление. И поскольку увеличение частных сбережений полностью компенсирует увеличение государственных займов, реальная процентная ставка не меняется. Таким образом, бюджетный дефицит не порождает ни эффекта вытеснения, не внешнеторгового дефицита. Теорема эквивалентности Рикардо нарушает связь между блоками 1 и 2 на рис. 2, отрицая все их дальнейшие последствия.
Однако большинство экономистов не разделяет эту необычную точку зрения. Они утверждают, что 80-е и начало 90-х годов представили достаточно доказательств отрицательного влияния крупного бюджетного дефицита на внешнеторговый сектор.
Ответные политические меры
Обеспокоенность крупным бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом породило несколько ответных политических мер:
Бюджетное законодательство 1990 г. - в ноябре 1990 года Конгресс США активно занялся решением проблемы дефицита, приняв Закон о пересмотре бюджета 1990 г. - пакет документов о повышении налогов и уменьшении расходов, направленный на сокращение бюджетного дефицита на 500 млрд. дол. в период с 1991 по 1996 гг.
Этот закон призван увеличить налоговые поступления посредством:
1) повышения предельных налоговых савок для состоятельных американцев с 28% до 31%;
2) сокращение допустимых изъятий и вычетов из налогооблагаемой базы состоятельных граждан;
3) увеличение взносов в систему здравоохранения;
4) повышение акцизов на бензин, табак, алкогольные напитка и авиабилеты;
5) введение налогов на предметы роскоши - дорогие ювелирные изделия, меха, автомашины, яхты и персональные самолеты.
За Законом о пересмотре бюджета последовал Закон о соблюдении бюджета 1990 г., установивший обязательный порядок утверждения новых расходов или снижения налогов, который можно условно назвать "плати за каждый шаг". В период с 1991 года по 1996 год любой новый законодательный акт, который увеличивает государственные расходы, должен сопровождаться компенсирующим сокращением текущих расходов или повышением налогов.
Закон о сокращении дефицита 1993 года
К 1992 году стало ясно, что, несмотря на бюджетное законодательство 1990 года, способствовавшее замедлению роста государственных расходов, ежегодный бюджетный дефицит в размере 175 млрд. - 225 млрд. дол. сохранился. Конгресс США принял Закон о сокращении дефицита 1993 года, призванный увеличить налоговые поступления на 250 млрд. дол. за 5 лет и сократить федеральные расходы на соответствующую сумму. Повышение налогов затрагивает в основном (хотя и не только) домохозяйства с высокими доходами и осуществляется главным образом путем:
1) увеличения предельной налоговой ставки индивидуального подоходного налога с 31 до 39,6%;
2) повышения налога на прибыль корпораций с 34% до 35%;
3) резкого увеличения федерального акцизного налога на бензин с 14,1 до 18,4 цента за галлон.
Другие предложения
Стремление к сбалансированности бюджета вызвало к жизни и другие предложения по сокращению дефицита
Поправка к конституции - самое крайнее предложение - принять конституционную поправку, которая наделяла бы Конгресс правами и обязанностями ежегодно принимать сбалансированный бюджет.
Вето по строкам и статьям расходов - право вето по строкам и статьям расходов позволило бы президенту налагать запрет на отдельные расходы из законопроекта об ассигнованиях. Сторонники такой реформы считают, что она позволит президенту изымать из законов об ассигновании популистские проекты, выигрыш от которых на местном или региональном уровне меньше, чем издержки для налогоплательщиков страны. Противники этой меры доказывают, что право вето дает президенту слишком много власти, которой, по их мнению, легко злоупотребить ради достижения собственных политических целей.