Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:
* сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
* внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
* сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
Для РБ проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.
Законом РБ "О бюджете РБ на 2002 год", исходя из прогнозируемых доходов и расходов, консолидированный республиканский бюджет определен с предельным дефицитом 344 750 000 тыс. рублей (8,13% расходов бюджета в 2002 г.)
При этом, покрытие дефицита в 2002 году предполагается полностью осуществить за счет:
(тыс. рублей)
внутреннего финансирования 221 622 550,0
в частности :
Кредиты Национального банка Республики
Беларусь на финансирование дефицита
республиканского бюджета 150 506 100,0
Источники, получаемые от банков, иных
юридических и физических лиц 89 116 450,0
Государственные краткосрочные облигации 75 000 000,0
Векселя Правительства Республики Беларусь 8 750 000,0
Прочие государственные ценные бумаги 5 366 450,0
привлечение средств 5910000,0
погашение основной суммы задолженности -543550,0
Прочие источники внутреннего финансирования -18000000,0
получение займов, ссуд 2000000,0
поступления от Республиканского унитарного
предприятия по транспортировке и поставке
газа "Белтрансгаз" непогашенной
задолженности за энергоносители,
образовавшейся по состоянию на 1 февраля
1996 года 1000000,0
погашение основной суммы задолженности -21000000,0
внешнего финансирования 123 127 450,0
в частности:
Чистые кредиты международных финансовых
организаций -74 014 780,0
использование кредитов 4707500,0
погашение основной суммы долга -78722280,0
Кредиты правительств иностранных государств 35 714 245,0
использование кредитов 73 500 000,0
погашение основной суммы долга -37785755,0
Прочие источники внешнего финансирования 161 427 985,0
Итак, в 2002 году планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет:
* внутреннего финансирования - на 64 %;
* внешнего финансирования - на 36 %.
Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.
Основными источниками покрытия дефицита на сегодняшний день являются долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам дефицит бюджета 2002 года.
Задачей бюджетной политики РБ в области регулирования дефицита государственного бюджета является дальнейшее сокращение его размера. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом. Дальнейшее развитие должна получить инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению привлекательности отечественных ценных бумаг для первичных инвесторов и поддержанию их ликвидности на вторичном рынке.