Для определения инновации как основной цели фирмы обратимся к статистическим данным российских предприятий (см. табл. 1).[5]
Таблица 1
Структура заявленных руководством предприятий целей функционирования
(в % к числу опрошенных)[6]
Цели предприятия | |
Выпуск продукции, соответствующей мировому уровню |
53,8 |
Сохранение трудового коллектива |
45,1 |
Обеспечение высоких заработков работников |
22,2 |
Повышение стоимости фирмы |
7,6 |
Освоение зарубежных рынков |
12,3 |
Поддержка репутации предприятия |
40,9 |
Освоение новых рынков сбыта в России и других странах СНГ |
37,7 |
Развитие инновационной деятельности |
19,5 |
Как следует из таблицы, приоритетными целями являются: выпуск продукции, соответствующей мировому уровню; сохранение трудового коллектива; поддержание репутации. Развитие же инновационной деятельности фирмы в качестве основной цели назвать трудно.
Получив представление об общих целях предприятий, можно рассмотреть цели и стимулы введения собственной инноваций. Основным стимулом к инновациям, как следует из ответов руководителей предприятий, является конкуренция на рынке, заставляющая опережать конкурентов, ориентируясь на мнение потребителей. Хозяйственные партнеры, особенно отечественные, оказывают на инновационную деятельность не столь большое воздействие (см. табл. 2).
Таблица 2
Степень согласия руководителей предприятий с отдельными утверждениями о мотивах инновационной деятельности
(в % к числу опрошенных)
Инновации вызваны |
Согласны |
Не согласны |
Не дали ответа |
Желание опередить конкурентов |
70,0 |
11,0 |
19,1 |
Давление со стороны хозяйственных партнеров |
19,4 |
56,6 |
24,0 |
Стремление руководителей и специалистов к проведению экспериментов |
49,2 |
23,8 |
27,0 |
Давлением со стороны потребителей |
77,5 |
10,3 |
12,2 |
Давлением со стороны зарубежных партнеров |
47,3 |
19,0 |
33,7 |
Многие российские предприниматели, к сожалению, не могут оценить роль зарубежных партнеров (затруднились ответить на этот вопрос), но большинство из тех, кто высказался, считают, что зарубежных инвесторов интересует только прибыль, поэтому они не склонны к оказанию постоянного финансирования в освоении инноваций. В то же время сам факт работы с зарубежным инвестором, как показано в таблице 3, уже ориентируют предприятие на активизацию инновационного менеджмента.