На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней «истоме всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающемся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.
Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике: во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования иисттугов рыночной инфраструктуры, проведеяие антимонопольной политики и т.п.; во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, опенка приватизируемого государственного имущества в тд/, в-третьих, крайне важное, - чего особенно недостает российской переходной экономике, — обеспечение правовой основы всех преобразований; в-четвертых, умелое проведение макроэкономической оолитики— кредитно-денежной, налоговой, политики доходов в Др.
Конечно, правильная макроэкономическая политика государства не сможет устранить падвостыо макроэкономическое неравновесие, свойственное содержанию переходной экономики. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразований, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разрушительных форм (например, гиперинфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного процесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста. Ряд стран Центральной и Восточной Европы решили эту задачу уже в 1993—1994 гг. Предварительным условием ее решения является создание благоприятной атмосферы для экономического роста: заинтересованности в производственных инвестициях, приемлемой ставки процента, низких темпов инфляции и т.п. Такие задачи решала российская экономика в 1995—1996 гг.
Центральной задачей начального этапа перехода от плановой системы к рыночной является преодоление развернувшегося инфляционного процесса, обеспечение финансовой стабилизации. В целом борьба с инфляцией ведется по двум основным направлениям: прекращение Центральным Банком финансирования дефицита государственного бюджета (т.е. по сути, чистой эмиссии денег) и обеспечение жесткой кредитно-денежной политики. В свою очередь, эти направления реализуются через два различных механизма: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный механизм (примененный в России) опирается в своем осуществлении на контроль за предложением денег и валютным курсом. Гетеродоксальный (примеиеиный в большинстве стран Центральной и Восточной Европы) добавляет к этим двум «якорям» (денежная масса и валютный курс) еще один — политика (деяндексация) доходов.
При известной непоследовательности в проведении политики финансовой стабилизации в итоге в российской экономике были обеспечены положительные результаты. С 1995 г. Центральный Банк не кредитует финансирование дефицита государственного бюджета (в 1994 г. такие кредиты в источниках финансирования составляли почти 80%). С сентября 1995 г. ужесточена кредитно-денежная политика. Все это привело к снижению темпов инфляции в 1996 г. до 2% и менее в месяц.