Целая группа антиинфляционных мер, предусматривающих ограничение темпов инфляции в форме роста общего уровня цен, объединена под названием методов управления агрегатного спроса, или дефляционной политики. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары, так и на деньги. Существенным ограничением в применении методов управления агрегатным способом является то, что они угнетают общехозяйственную конъюктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъема экономики, что обуславливает краткосрочный характер их действия. В противном случае они ведут к угнетению хозяйственной активности, а в экстремальном варианте – к кризисному сокращению производства. Методы управления агрегатным способом являются, следовательно, методами излишне прямолинейными; им не хватает избирательности воздействия.[9] Они эффективны в ситуации, когда причиной инфляции действительно является избыточность денежного спроса, т.е. в условиях инфляции спроса.
На практике для управления агрегатным способом применяются инструменты как бюджетные, так и денежно-кредитной политики. В рамках бюджетной политики предусматривается:
- ограничение денежного спроса со стороны государства (сокращение государственных расходов);
- ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям.
Меры денежно-кредитной политики предусматривают воздействие и на спрос (через цену кредита) и на предложение денег с целью их параллельного ограничения.[10] Специалисты считают, что при всех недостатках меры по управлению спросом во многом соответствуют современной экономической структуре развитых стран.
Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Они могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства. Однако максимальная эффективность отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек. Политика доходов характеризуется двойственным механизмом воздействия на инфляцию. Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти денежные величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов, уменьшает интенсивность инфляции и ее последствий.
Используется широкий спектр политики доходов. Экстремальным вариантом политики доходов является вариант прямого контроля над уровнем цен и заработной платы путем их «замораживания». Считается, что эта мера лишь откладывает инфляционный всплеск и ведет к появлению скрытых форм инфляции. Предпочтение отдается более гибким формам контроля: разрешению повышения цен в определенных пределах и при соблюдении ряда условий, повышению цен при оповещении органов контроля о темпах роста заработной платы при заключении коллективных договоров. Появляются новые, более мягкие формы, такие как политика ограничения заработной платы с помощью налогов.[11]
Целью налоговой политики является уменьшение налогового бремени (сокращение предельных ставок подоходного налога), которое через изменение относительных цен стимулирует инвестиции и сбережения, что в свою очередь способствует росту предложения.[12]
Сторонниками управления инфляцией путем прямого воздействия на сферу денежного обращения являются приверженцы монетаризма в экономической теории. На первый план они выдвигают денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.2