Правительство Примакова было самым либеральным правительством в России, заявил директор Института экономического анализа Андрей Илларионов. По его словам, Примаков вряд ли является либералом, но "он смог продемонстрировать, к чему приводит проведение либерально-экономической политики в стране". Правительство Примакова не занималось госрегулированием, (за исключением валютного, за которое отвечает ЦБ), а также придерживалось политики плавающего курса рубля на 60-70 процентов обеспеченного валютными резервами. Не выпускались ценные бумаги и не было заключено соглашение с МВФ, что работало на экономический рост.
Заключение.
Проанализировав основные экономические, социально-политические тенденции в России в 1993 – 1999 годах, я обобщил их в своей работе.
Ознакомившись с экономической политикой правительства, проводимой в стране в 1993-1999, я пришел к выводу, что накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации, давшейся большой ценой. А глубинная же причина августовского финансового кризиса 1998 г. в России кроется в диспропорции соотношения реального и финансового секторов национального хозяйства.
Для нормального функционирования современного российского рынка необходимы не только деньги, а, прежде всего, товары, цивилизованные участники рынка, действующие в соответствии с установленными обществом правилами и нормами поведения, развитая информационная система и инфраструктура.
Именно в их отсутствии и кроется, на мой взгляд, главная причина тяжелого экономического положения России. Именно на их создание и должна быть ориентирована экономическая стратегия всех экономических институтов рынка.
При анализе состояния экономики в докризисный период я пришел к заключению, что экономический кризис 1998 года был фактически подготовлен накоплением "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась не способна обслужить; чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального состояния экономики; полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и развития промышленного производства; непродуманной фискальной политикой; отсутствием политического согласия и субьективным фактором.
Интересно оценить роль субъективного фактора в кризисе августа 1998 года, сопоставив фигуры С.В.Кириенко и Е.М.Примакова. Один имел возможность смягчить кризис, но ничего не сделал, другой не имел возможности, но выправил ситуацию.
Начиная с начала 1998 года, правительство С.В.Кириенко получало однозначную информацию о нарастании кризисной ситуации. В данных условиях необходимо было предпринимать упреждающие шаги по управляемой девальвации рубля и по реструктуризации государственного долга. Никаких реальных шагов предпринято не было. Существует такое мнение, а что он мог сделать, ведь ситуации вышла из под контроля задолго до его “премьерства”. На самом деле у него была возможность убедить президента в необходимости принятия решительных мер по девальвации рубля, даже пригрозить угрозой отставки с поста председателя правительства. Вместо этого, Кириенко до самого последнего момента заявлял, что ситуация находится под контролем. Решение о дефолте было принято тогда, когда уже не было денег на текущие платежи, а заявление об отставке было подано по требованию Б.Н.Ельцина.
Совершенно другая ситуация была с назначением Е.М.Примакова на пост председателя правительства. Он не обязан был занимать этот “электрический стул” в тот момент, он не экономист, не молодой карьерист, он не нес личную ответственность за кризис. Скорее всего, ему была предназначена роль очередного “козла отпущения”. Однако Е.М.Примаков поставил на карту свою репутацию, свой авторитет – решился и совершил поступок. Именно опыт и авторитет Примакова позволили сначала смягчить последствия кризиса, а затем и преодолеть их. Хотя Примаков был старым “аппаратчиком”, он никогда не держался за свой пост председателя правительства, и не боялся высказывать Ельцину, свое мнение. Как только ситуация стала выправляться, Ельцин снял Примакова с поста председателя правительства.