Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:
· увеличение объема продаж;
· достижение более высоких темпов роста;
· увеличение доли рынка;
· увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
· увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
· увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
· изменение структуры капитала.
Характер данных целевых установок предприятия определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Существует теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три стадии этого цикла:
Первая стадия: |
Характеризуется активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков. |
Вторая стадия: |
Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план. |
Третья стадия: |
Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью фирмы является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков. |
- Система ценностей фирмы
Создание ценностей есть основополагающая функция фирмы.
Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Процветающая фирма - это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Владельцы (либо акционеры) фирмы заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таким использованием собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, а также в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей же высшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.
Общественное признание, в свою очередь, дает фирме возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и услуг, и в конечном итоге увеличивать свою прибыль.
Основным рабочим инструментом в реализации целевых функций фирмы является рыночная стратегия, в рамках которой реализуется конкурентные преимущества фирмы. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии фирмы.
Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.
После того как рыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функции фирмы, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей фирмы.
1-ый этап планирования |
Анализ внешней среды, то есть политическая и экономическая ситуация в стране, анализ отрасли (темпы роста, цикличность, финансовые характеристики), анализ рынка (тактика продаж, реклама, цены), анализ спроса (изменяемость, длительность, устойчивость), анализ ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду). |
2-ой этап планирования |
Оценка потенциальных возможностей фирмы. Это позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самой фирмы, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, обеспечение принятия грамотных решений. |
3-ий этап планирования |
Выбор вариантов развития фирмы (составление бизнес-плана: описание товаров и услуг, производственный (организационный) план, маркетинговый и финансовый планы). |