Меню навигации

Виды конкуренции

Конкуренция (лат. Concurrere - состязаться) — со­перничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленно­стью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хо­зяйственной конъюнктуры и противоборством с другими пре­тендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровла­дельцев за экономическое выживание и процветание— закон рынка.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид вза­имоотношении участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка.

Таблица 1

Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка

Конкуренция

Монополия

Число продавцов

Барьеры входа и выхода из рынка

Участие товаровладельцев в контроле над ценами

Много

Нет

Нет

Один

Есть (нет вхождения)

Полный контроль

Конкуренция представляет собой нормальное состояние

рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким ос­нованиям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества. По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия куп­ли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то терри­тории);

3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей разных от­раслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объедине­ний и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется; 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посред­ством снижения цен) и 1) неценовая (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания поку­пателей и т. п.).

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоя­тельно решающих, что создавать и в каких количествах, Во-вто­рых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и при­менить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любой рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, только в Англии и лишь в XIXв Свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

Перейти на страницу: 1 2