Товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения потребностей человека и общества.
Любой товар обладает потребительской стоимостью и стоимостью.
Потребительская стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека или общества.
Стоимость – это количество общественно-необходимого труда, затраченного на производство товара.
Стоимость товара определяется как меновая стоимость, т. е. способность товара обмениваться на другие товары в определенной пропорции.
Существует две стороны процесса труда:
конкретный труд – это труд, отличающийся от другого вида труда, предметами труда, средствами труда, приемами труда и результатами труда.
абстрактный труд – это труд рассматриваемый как затраты мышечной, нервной и умственной энергией человека.
Конкретный труд создает потребительскую стоимость товара, а абстрактный труд создает стоимость товара.
Величина стоимости товара.
Величина стоимости товара определяется количеством общественно-необходимого труда, затраченного на производство данного товара.
Различные производители затрачивают на производство одного и того же товара неодинаковое количество времени, в результате чего товары имеют индивидуальную различную стоимость. Но поскольку стоимость воплощает в себе общественный труд, величена общественной стоимости, не может определяться индивидуальными затратами труда. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимым временем, требуемым для его производства. Общественно необходимое рабочее время – это время, затрачиваемое на изготовление товара при данных общественно-нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровни умелости и интенсивности труда.
Величена стоимости товаров, изменяется в зависимости от производительности труда, которая определяется количеством продуктов, произведенных в единицу рабочего времени.
Закон стоимости.
Закон стоимости – объективный экономический закон товарного производства. Он заключается в том, что в условиях, когда продукты производятся как товары, затраты общественного труда неизбежно принимают форму стоимости, общественная стоимость товаров определяется общественно-необходимыми затратами труда на их производство, а обмен товаров должен происходить в соответствии с их общественной стоимостью.
6.Рынок, условия взаимоотношения и функции.
Главной чертой рынка является то, что, он основан на стихийном порядке – это делает рыночную систему само регулируемой и быстро развивающейся.
Исторической предпосылкой возникновения рынка стало уничтожение всех форм личной зависимости и обретение людьми экономической свободы.
Адам Смитт – формулируя своё известное правило “невидимой “ руки рынка писал: “ Обычно он не имеет виду содействовать общественной пользе, а преследует лишь собственный интерес “.
Рынок регулирует себя через систему свободного ценообразования.
Рыночный механизм ценообразования как регулятор экономики.
Увеличение спроса или избыток спроса называется предложением.
Поднятие цен.
Производится больше товаров.
Избыток товаров на рынке.
Функции рынка:
Рыночная система выполняет следующие функции:
1.Ценообразование.
2.Информационная.
3.Стимулирующая.
4.Регулирующая.
5.Санирующая.
8.Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
Технологический выбор – это ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Допустим необходимо произвести два товара: пушки и масло. Допустим, что все необходимые ресурсы общества были направлены на производство масла 5 млн. килограмм.
Альтернатива ему пушки. Максимум 15000 штук.
пушки