Во-вторых, возникли дополнительные трудности в связи с необходимостью адаптации налогоплательщиков к новым требованиям и методам работы налоговых органов. Нередко темпы реформирования приходилось снижать, тратить время и средства на программы убеждения налогоплательщиков в преимуществах перехода на безбумажные технологии подготовки и представления налоговой отчетности. Встречались случаи серьезных споров, в которых налоговым органам предъявлялись обвинения в нарушениях прав граждан, в стремлении собирать о жизни людей частную информацию, не являющуюся необходимой для целей взимания налогов. Для избежания таких обвинений и споров налоговым органам приходилось перестраивать свою работу, в некоторых случаях даже вносить соответствующие изменения в налоговое законодательство.
В-третьих, налоговые органы встретились с массой претензий в отношении обеспечения конфиденциальности представляемых им на магнитных носителях персональных данных о доходах, имуществе и других сторонах частной жизни граждан. Как известно, налоговые органы пользуются привилегией собирать и хранить информацию о частных финансовых и имущественных делах граждан и организаций под обязательным условием неразглашения этой информации для любых лиц и органов, не связанных непосредственно со сбором налогов. С помещением этой информации на магнитные носители у налогоплательщиков появились серьезные опасения в отношении утечки данных с этих носителей в процессе их передачи, обработки и хранения.
Все эти факторы оказали и оказывают серьезное влияние на изменение работы налоговых органов и порядок организации налогового процесса на всех его этапах – от непосредственного учета налогоплательщиков, учетной и статистической работы по налогам, порядка составления и предоставления налоговой отчетности гражданами и организациями до самых общих и ключевых процедур сбора налогов и контрольной работы на всех уровнях государственной власти. Представляется, что и при движении Российской Федерации по этому пути необходимо учитывать данные обстоятельства, применять меры по раннему предупреждению спорных моментов и коллизий в отношениях с налогоплательщиками (известно, например, что с введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики стали выигрывать до 70% всех передаваемых в суды налоговых споров).
Стимулирующая функция налогов на практике реализуется, главным образом, посредством применения различных видов налоговых льгот. Вместе с тем предоставление налоговых льгот нередко вступает в противоречие с принципами справедливости и нейтральности налогообложения, утверждающими необходимость минимизации влияния налогов на внутри- и межотраслевое распределение капиталов и ресурсов.
Основной подход при рассмотрении вопроса о применении налоговых льгот в отношении тех или иных отраслей и секторов экономики должен состоять в следующем. Налоговая льгота – это, по сути, форма субсидии, а эффективность субсидий в масштабах экономики достигается лишь при их максимальной концентрации в точках экономического роста. Из этого следует, что в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и качества выпускаемой продукции, использовать гибкую ценовую политику в соответствии с потребностями внутреннего рынка. Такие предприятия могут стать действительными лидерами макроэкономической стабилизации, способными вытянуть за собой всю цепь сопряженных производств, обеспечивая в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки.
При этом следует иметь в виду, что применение налоговых льгот в целях стимулирования экономического развития одновременно ведет к усложнению налогового законодательства; у налогоплательщиков появляется стимул перевести свою деятельность под формальные признаки и условия, позволяющие им претендовать на получение незаслуженных или избыточных налоговых льгот.