Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако, процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.
Российское правительство наметило вплотную заняться вопросом снижения налогов: чем выше свобода предпринемателей, тем выше экономическая эффективность, заявил 07.03.00г. на совещании по проблемам текстильной и лёгкой промышленности в Иванове и.о. президента Владимир Путин. А Российский министр по налогам и сборам Александр Починок считает необходимым ввести положение о минимально допустимом уровне налогов во всём мире. Он намерен обратиться с этой инициативой к мировому сообществу*.
Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплатильщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России про-исходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуа-ции резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в: законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.
Законодательная форма регулирования
_
*См.: Итальянская газета “Экспрессо”, 20 марта - 5 апреля 2000г.
регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.
Налоговая и кредитная формы регулирования
предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства.
Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
Субвенционная форма регулирования
предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может сказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расхо-дование средств бюджета по строго определенным прог-раммам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 %*. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, госу-дарство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.