Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промыш-ленности. В особенности это проявилось во Франции в правление министра финансов Кольбера (1669-1683), вследствие чего практичекий французский меркантилизм вошёл в историю под названием кольбертизм и зарактеризовался установлением жестких запретительных ввозных пошлин и протекционистской политикой развития местной промышленности. Другой представитель этого направления, А.Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот (в 1615г.) термин “политическая экономия”.
В 90 годах XIX века возникло одно из современных направлений экономической мысли – неоклассическая
теория.
Оно возникло на базе:
1. идей экономического либерализма (политики невмешательства государства в экономику, совокупность экономических свобод, свободная конкуренция, свободное предпринемательство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля и т.д.);
2. «чистой теории» (теоритико-методологическая позиция «классиков» и «неоклассиков» свидетельствующая об их приверженности «держаться чистого знания», «чистой теории», то есть без субъектевистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе);
3. принципов системного анализа маржинальных (предельных) показателей (как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макроуровне);
4. микроэкономического исследования (исследование экономических единиц такие, как фирмы, или какие-либо отдельные экономические объекты или явления);
явившись альтернативой классической политической экономии.
С 30 годов ХХ века теоретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились макроэкономическими исследованиями и проблематикой социальной направленности и государственного регулирования экономики. «Неоклассики» развили инструментарий предельного анализа экономики, прежде всего понятий предельной полезности, практически одновременно сформулированное У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом, а также предельной производительности, которое использовалось и некоторыми представителями классической политэкономии, например И. Тюненом.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации.
В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. К крупнейшим представителям неоклассицизма, кроме выше перечисленных, относятся Дж. Кларк, Ф. Эджуорт, И. Фишер, В. Парето, К. Виксель. Они подчёркивали значение дефицитности благ для определения их цены, заложили общее представление о сути оптимального распределения ресурсов. При этом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимального набора благ, оптимальной структуры производства, оптимальной эффективности использования факторов, оптимального момента времени (процентной ставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии: субъективные и объективные нормы замещения между любыми двумя благами (продуктами и ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц соответственно, и эти субъективные и объективные соотно-шения должны быть равны друг другу. В дополнение к этим основным условиям исследовались условия второго поряд-ка – закон убывающей отдачи, а также система ранжирова-ния индивидуальных полезностей и др.
|
|